Речевой этикет в современной школе.

А.А. БОНДАРЕНКО,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка и восточных языков, Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

Зачем нужен речевой этикет?

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения среди приоритетных задач формирования личности каждого ученика выделяет «…развитие у детей способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка». Говорение как один из видов речевой деятельности в стандарте характеризуется «в том числе овладением нормами речевого этикета в ситуациях учебного и делового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой)».

Эффективное общение между людьми в принципе невозможно без соблюдения правил этикета вообще и речевого этикета в частности. Слово этикет (фр. etiguette) в буквальном переводе с французского означает «клеймо», «знак», такое клеймо удостоверяло происхождение товара. Сейчас вместо слова этикет в указанном значении употребляется русское существительное этикетка. Термин этикет в словаре Ф. Брокгауза и И. Евфрона означал «совокупность форм приличий и обычаев в высшем обществе и придворной жизни».

Современные словари иностранных слов объясняют семантику слова этикет так: установленный порядок поведения в определенных случаях, например, придворный этикет, дипломатический этикет. Значит, сейчас данное существительное тоже означает совокупность форм приличий и обычаев, только эти обычаи и приличия не ограничиваются высшим обществом и придворной жизнью. Законы этикета, в том числе и речевого, действуют в современной жизни повсюду: от дипломатических приемов до поведения в кругу семьи.

Под речевым этикетом понимаются речевые средства (слова, фразы) и установленные правила речевого поведения в тех или иных ситуациях общения.

Речевой этикет в начальной школе призван познакомить каждого учащегося начальных классов с самыми простыми, элементарными нормами речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях: обращение к другому, приветствие и прощание, благодарность и извинение, просьба и приказ, согласие и возражение, поздравление и др.

В практике начального образования формированию речевого этикета не уделяется, на наш взгляд, должного внимания. С одной стороны, видимо, эта работа представляется не самой актуальной и важной по сравнению, например, с обучением младших школьников орфографии или грамматике. С другой стороны, учителя не располагают достаточным количеством специальных упражнений по речевому этикету. В букварях и даже учебниках русского языка задания по речевому этикету носят, как правило, единичный характер.

Простейшие нормы речевого этикета (как правильно поздороваться или попрощаться, как обратиться к взрослому, а как к ровеснику и т.п.) требуют, на наш взгляд, постоянного внимания.

Безусловно, знакомство младшего школьника с правилами речевого этикета осуществляется и спонтанно, т.е. без целенаправленного обучения: если учитель сам соблюдает правила речевого этикета, то и его ученики не окажутся в стороне, а за четыре года обучения научатся подражать речевому поведению учителя, чей авторитет именно в начальной школе является, как известно, непререкаемым. Но даже если в начальной школе преподает высококультурный и супервежливый учитель, обучение речевому этикету не может ограничиваться исключительно подражанием учителю, оно должно стать целенаправленным и составлять обязательную часть работы по развитию речи каждого школьника, формированию у него необходимого уровня речевой культуры.

На наш взгляд, необходимы не единичные обращения на уроках к правилам русского речевого этикета, не показ образцов речевой вежливости самим учителем, а практически ежедневная работа по освоению правил речевой вежливости. Заниматься речевым этикетом важно не просто с первых шагов обучения детей в школе, но и систематически в течение всех четырех лет обучения. Только тогда можно надеяться на более или менее эффективные результаты.

Важно понимать, что приобщение детей к русскому речевому этикету — это приобщение их к ментальности русского народа, к его традициям, ценностям.

Важно, чтобы при работе над правилами русского речевого этикета ученики уже в начальных классах понимали главное: цель всех упражнений по речевому этикету состоит в том, чтобы облегчить (а не осложнить!) общение, сделать его более эффективным и максимально приятным для обеих сторон. Приятное, удобное, комфортное общение — вот конечный результат соблюдения даже самых простых правил речевого этикета.

Использование в каждодневной жизни элементарных правил речевого этикета даст возможность каждому ребенку повысить свою самооценку и почувствовать себя защищенным. Ученики должны понимать, что вежливый человек — это не просто тот, кто соблюдает правила вежливости, учтивости, а прежде всего тот, при котором другой чувствует себя комфортно и даже защищенно. Как говорят в Англии: «Джентльмен — это такой человек, с которым любой другой чувствует себя джентльменом».

Как правильно обращаться к учителю?

Обращение к учителю — важнейшая часть работы с правилами речевого этикета, особенно на этапе первоначального знакомства. Знакомство с первым учителем, освоение этого простейшего правила речевого этикета — процесс весьма непростой для школьника семи лет. Дети, прошедшие через детский сад, знакомы с правилом обращения к воспитателю по имени и отчеству.

Из дома, из семьи многие современные первоклассники приносят ставшее в последнее время весьма распространенным обращение к любому взрослому просто по имени: не бабушка Катя, а Катя, не дедушка Ваня, а Ваня, не мама Оля, а просто Оля, не папа Сережа, а Сережа.

Ученики, поступающие в I класс школы, вполне могут перенести модель обращения по имени с родных и близких людей на любого взрослого человека, считая такое обращение нормой.

Учитель (как правило, учительница) в первые дни появления ребенка в школе тоже, в сущности, незнакомый первокласснику человек. Учителю важно не просто представиться классу 1 сентября, но и начать работу по освоению элементарнейшего правила русского речевого этикета: к учителю всегда обращаются по имени и отчеству.

Рекомендуем другие статьи:

Кстати, в других языках обращение к учителю отличается намного большей простотой и универсальностью. Так, в японской начальной школе к учителю можно обращаться словом «сэнсэй», что и означает «учитель». Там в принципе можно и не знать имени учителя, в официальном общении вообще используется не имя, а фамилия с прибавлением слова «сэнсэй» (учитель) или «сан» (господин, госпожа). Ученики японской школы могут не запоминать фамилии своих учителей, слово «сэнсэй» становится универсальным обращением к учителю с I по XII класс, более того, это обращение характерно и для взрослой жизни японцев: так обращаются студенты к преподавателям, подчиненные к руководителям.

Повторить и с первого раза запомнить имя и отчество своего учителя для российского первоклассника не всегда простая задача, именно поэтому и в середине учебного года в классе могут быть ученики, которые с трудом вспоминают имя и отчество учителя, тем более если эти имя и отчество представляют определенные произносительные трудности (напомним, что артикуляционный аппарат семилетнего ребенка находится еще в стадии формирования).

Учителю важно с первых дней акцентировать внимание на своем имени и отчестве, и вовсе не из/за внедрения авторитарности или повышения собственной самооценки, а просто для того, чтобы приучить школьников правильно обращаться к взрослому человеку в официальной обстановке общения.

Повторение имени и отчества учителя может стать своеобразной дикционной разминкой на первых уроках обучения грамоте. Скопление трудных для детей младшего школьного возраста согласных звуков, наличие множества слогов в имени и отчестве — все это является отличным дидактическим материалом для принятых в начальной школе дикционных разминок, тренирующих артикуляционный аппарат, например: Екатерина Германовна, Светлана Вениаминовна, Вероника Александровна, Виктория Григорьевна, Маргарита Владимировна, Александр Александрович.

Не стоит стесняться тратить драгоценное время урока на проговаривание имени и отчества учителя, зато после вводных упражнений такого типа ни один первоклассник дома не потупит виновато голову в ответ на вопрос: «Ты знаешь, как зовут твою учительницу?» И не услышит обидное: «Эх ты, уже целый месяц в школе и не можешь запомнить, как зовут твоего учителя!»

При работе над обращением формула «имя/отчество» осваивается не только применительно к учителю, но и к себе. Каждый мальчик младшего школьного возраста должен знать, что он не просто Ваня, но и Иван Сергеевич, каждая девочка должна понимать, что она не просто Маша, но Мария Александровна. Важно, чтобы ребенок знал ответ на вопрос: «Как тебя будут звать, когда ты станешь взрослым?» Уважение не только к другому, но и к самому себе и формируется посредством постоянной работы над простейшими правилами речевого этикета.

Процесс первоначального освоения имени-отчества учителя, а также имен учеников-соклассников целесообразно соединить на дальнейших уроках развития речи с освоением еще одного правила речевого этикета: если при разговоре между учениками в классе присутствует третий — учитель или ученик, то о присутствующем человеке нельзя говорить «он» и «она», следует называть его по имени (если это сверстник) и по имени/отчеству (если это учитель). Грубым нарушением русского речевого этикета являются типичные детские высказывания:

— А он (имеется в виду сосед по парте) меня толкнул!

— Она (рядом сидящая одноклассница) сама начала!

— Она (имеется в виду стоящая рядом или просто находящаяся в это время в классе учительница) мне разрешила!

Такого типа отклонения от правил русского речевого этикета характерны не только для внеучебной деятельности, но и для высказываний на уроках, когда один ученик, например, на уроке чтения ссылается на мнение другого или возражает другому.

Игра в обращения на уроке в разных, естественных или искусственно созданных учителем речевых ситуациях станет условием освоения важнейшей формулы речевого этикета — формулы обращения.

Не только уроки обучения грамоте, уроки русского языка, но и уроки литературного чтения могут представить ученикам материал для работы над обращением. Художественные произведения — прекрасный источник упражнений по освоению правил речевого этикета. Например, в ходе работы над пушкинской сказкой о рыбаке и рыбке нельзя не обратить внимания на обращения, которые являются ярким средством речевой характеристики персонажей: с одной стороны, обращение государыня рыбка, а с другой — дурачина ты, простофиля.

Как обратиться к однокласснику?

Часто дети в качестве обращения друг к другу употребляют неполные формы имен с суффиксом –к-: Ленка, Ирка, Вовка, Димка, Сонька, Степка. Суффикс –к- в русском языке далеко не так прост, как кажется, и если в паре мышь — мышка суффикс –к- имеет уменьшительное значение, то в паре Ваня — Ванька суффикс вносит в имя оттенок пренебрежительной фамильярности, характерный для просторечия (речи малограмотных или недостаточно грамотных людей). Суффикс –к- выступает в качестве суффикса субъективной оценки, придающего именам различные оттенки значения. Например, в паре Ирина — Иришка суффикс –к- имеет ласкательное значение, в паре же Ира — Ирка тот же самый суффикс придает имени оттенок пренебрежения, уничижения, презрения.

На занятиях по речевому этикету важно дать ученикам именно почувствовать разные оттенки значения. Начать работу можно с обращения к самому близкому человеку — маме. Не секрет, что есть дети, которые приходят в школу, владея просторечной формой обращения к маме: мамка.

Полезным будет сравнение родственных слов с корнем мам-.

— Сравните слова мама и мамочка. Какое обращение понравится вашей маме?

Объясните почему.

Сравните слова мама и мамка. Какое обращение будет вежливым? Какое обращение не понравится вашей маме? Почему?

Такого рода работа уместна не только при изучении состава слова. Не нужно ждать темы «Суффикс», чтобы начать работу над обращениями, языковое чутье формируется с первых шагов обучения, в период обучения грамоте. Именно там, например, при изучении буквы м возможно начало работы над данным правилом речевого этикета.

Продолжение статьи.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *