Педагогика как наука. Ее объект, предмет, основные категории.

Свое название педагогика получила от греческого слова пайдагогос (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводитель. Так называли раба, который отводил ребенка в школу. Постепенно слово педагогика стало обозначать искусство вести ребенка по жизни, воспитывать и обучать, направлять духовное и телесное развитие.

Педагогика как наука – это форма общественного сознания о сущности формирования личности ребенка в системе общественных отношений в процессе воспитания.

Объект педагогики – ребенок в его единстве и целостности в процессе обучения, образования и воспитания.

Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования личности в условиях обучения, образования и воспитания.

Задача педагогики – вскрытие закономерностей:

  • в области воспитания, образования, обучения;
  • в области управления воспитательными и образовательными системами;
  • разработка методов, средств, форм, систем обучения, воспитания и управления;
  • прогнозируемое образование на ближайшее и отдаленное будущее;
  • изучение и обобщение опыта педагогической деятельности.

Педагогика как наука. Ее объект, предмет, основные категории

Функции педагогики:

  • описательная;
  • объяснительная;
  • диагностическая;
  • прогностическая;
  • проективно-констрктивная;
  • преобразовательная.

Основные категории педагогики:

  • воспитание;
  • обучение;
  • образование;
  • педагогическая деятельность;
  • педагогический процесс;
  • самообразование;
  • самовоспитание;
  • личность;
  • деятельность;
  • развитие;
  • формирование;
  • социализация;
  • педагогическая система;
  • педагогическая технология.

На современном этапе педагогика – это обширная наука, которая превратилась в разветвленную систему научных знаний, включает философию образования, история педагогики, дошкольную педагогику, специальные отрасли (тифто-, сурдо-, олигофренопедагогика).

Выделяются крупнейшие педагоги:

  • Китая, Индии, Египта – истоки педагогики;
  • Древней Греции: Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель;
  • Эпоха Возрождения: Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, де Фильтре;
  • Западная Европа: Я.А. Коменский, Джон Локк, Д. Дидро, К. Гельвеций, И. гольбах, Ж.Ж. Руссо, И. песталоции, И. Гербарт, А. Дистерверг, Джон Льюи;
  • России: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.В. Сухомлинский.

Источник — Курс обзорных лекций «Общая педагогика» Козлова В.А., Москва, 2008

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *