Педагогический процесс как система: структура и основные компоненты.

Педагогический процесс — это развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых в условиях подсистем (формирования, развития, обучения, воспитания). Понятие «педагогический процесс» шире, чем понятие «учебно-воспитательный процесс» ибо отличается целостностью и общностью. Педагогический процесс — это сложная динамическая система, которая, в свою очередь, является подсистемой в системе народного образования.

Структуру педагогического процесса представляют педагоги, воспитуемые и условия воспитания. Педагогический процесс характеризуют цели, задачи, формы, методы взаимодействия педагогов и воспитуемых и достигаемые результаты.

Компоненты педагогического процесса: целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

  1. Целевой компонент включает все задачи педагогической деятельности: от главной цели — всестороннего и гармоничного развития личности — до конкретных задач формирования отдельных качеств личности.
  2. Содержательный компонент педагогического процесса отражает смысл общей цели и конкретной задачи. Основной единицей педагогического процесса, его «клеточкой», является педагогическая задача, оперативная задача. Выстроенный ряд оперативных задач приводит к решению тактических задач, а затем и стратегических. Целостность педагогического процесса в содержательном плане обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством: знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.
  3. Деятельностный компонент педагогического процесса отражает взаимодействие, сотрудничество педагога и воспитуемых. Это организационно-управленческий компонент.
  4. Результативный компонент отражает эффективность протекания педагогического процесса, указывает на достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Педагогический процесс как система: структура и основные компоненты

Рекомендуем другие статьи:

Педагогический процесс — не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития. Это целостное, единое новообразование, в котором непрерывно происходят: движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

Источником совершенствования педагогического процесса являются противоречия. Экономические, политические, социальные процессы играют ведущую роль по отношению к педагогическому. Противоречия между ними в общественном сознании отражаются как отставание педагогики от требований жизни. Отстает политехническая и трудовая подготовка от требований производства. Бурный рост научных знаний не соответствует возможностям учебников в их переработке и передечи детям. Кризис обостряет и субъективная, ошибочная деятельность педагогов. Умение казаться педагогичным, умение демонстрировать виртуозную технику воздействия не может заменить для детей человеческую личность и яркую индивидуальность педагога.

Источник – Курс обзорных лекций “Общая педагогика” Козлова В.А., Москва, 2008

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *