Понятие системы образования. Принципы государственной политики в области образования

Система образования — это совокупность образовательно- воспитательных учреждений, функционирующих в государстве, связь между ними и общие принципы, на основе которых эти учреждения работают. Система образования осуществляет: дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное обучение и воспитание, средне специальное образование, высшее, подготовку научных и научно- педагогических кадров, повышение квалификации и переподготовку.

На развитие системы образования оказывают влияние следующие факторы:

  1. уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ;
  2. двойственный характер за счет политики и интересов сословий (зажиточных или малоимущих;
  3. исторический опыт и национальные особенности в области народного образования;
  4. педагогический фактор (детские сады открывались для освобождения матерей для общественного труда, а позднее — для раннего воспитания и обучения детей, подготовки их к школе).

Понятие системы образования. Принципы государственной политики в области образования

Принципы государственной политики в разных странах:

  1. Общество заинтересовано в высоком уровне образования. Декларируется общедоступность обучения, осуществляется всеобщее обязательное среднее образование
  2. Сеть государственных средних общеобразовательных и специальных школ расширяется. В США государственными являются 90% школ.
  3. Сохраняется тенденция платности в частных школах и отдельных вузах. В США годовая оплата в школах составляет 7-8 тысяч долларов, в детских садах 40-500 долларов в месяц, в элитных университетах 17-20 тысяч долларов в год. В Токио элитные школы составляют 60% от общего числа школ.
  4. Возрастает финансирование системы образования за счет средств госбюджета. Привлекаются средства из различных источников.
  5. Расширяется сеть разнотипных школ и их структурное разнообразие. В США 48% профессиональных школ учат коммерции, делопроизводству, сельско-хозяйственным навыкам, в области сервиса и т.д.
  6. Обязательные учебные предметы в основном родной язык и математика. До 300 учебных предметов по выбору следующей тематики: продукты питания, мода, одежда, уход за ребенком, основы интерьера,
  7. Расширяется система подготовки специалистов.

Источник – Курс обзорных лекций “Общая педагогика” Козлова В.А., Москва, 2008

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *