Содержание образования. Понятие о государственном стандарте.

Содержание образования — это система знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть в процессе обучения. Содержание образования не должно отставать от современного состояния науки и не должно быть перегруженным. Не должно искажать качество обучения как фактора развития и формирования личности.

Основные теории формирования содержания образования сложились в конце XVIII — начале XIX вв. Они получили название материальной и формальной теорий.

Сторонники материальной теории или теории дидактического материализма (энциклопедизма) считали, что учащимся следует передать как можно больший объем знаний из различных областей науки. Я.А. Коменский работал над учебником, в котором он хотел разместить все знания, необходимые для учащихся. Теория дидактического материализма расцвела в эпоху развития промышленности, когда стали востребованы естественные и технические науки для подготовки учащихся в реальных гимназиях и училищах.

Сторонники формальной теории формирования содержания образования или теории дидактического формализма рассматривали обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Развивают мышление иностранные языки, математика и гуманитарные предметы. Такое содержание было в основе классических гимназий и гуманитарных школ.

Содержание образования. Понятие о государственном стандарте

В российской педагогике утверждается идея обеспечения единства материального и формального подходов к отбору содержания образования. Содержание определяется в документах: учебный план, программа, учебник, учебные пособия.

Основным нормативным документом является государственный стандарт. В нем выделяются три компонента: федеральный, национально- региональный и школьный.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки… Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.

Школьный компонент содержания образования отражает специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

Стандарты представлены в виде программ и требований к уровню подготовки школьников по отдельным учебным предметам. На их основе могут быть разработаны разнообразные рабочие учебные планы.

Источник – Курс обзорных лекций “Общая педагогика” Козлова В.А., Москва, 2008

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *