Общечеловеческие ценности. Государственная политика в области детства и защиты прав ребенка

Идеи общечеловеческих ценностей возникли в античном мире, получили развитие в эпоху Возрождения и сохранились до наших дней. В центре прогрессивных идей каждого народа была идея признания человека высшей ценностью, уважения к его личности и достоинству, идеи добра и духовности. Жизнь, здоровье, любовь, труд, мир, красота, творчество несут в себе гуманистическое начало.

Гуманизм как система взглядов и направление общественной мысли принимает как высшие ценности человеколюбие, свободу и справедливость, достоинство, трудолюбие, равенство, братство, коллективизм, интернационализм. Существование человеческого рода в целом требует таких качеств, как готовность помогать другим людям, оказывать соучастие, уважение, проявлять заботу, удовлетворять потребности, в том числе и потребности в реализации способностей и возможностей.

Педагогические концепции каждого народа утверждали уважение к маленькому человеку-ребенку, защиту его прав на свободу и развитие, демократические и гуманистические принципы его воспитания и образования.

Общечеловеческие ценности сближают и роднят духовные цели разных народов, различные религии и эпохи. К концу XX в. они нашли свое отражение в документах ООН. Транскультурными нормами совместной жизни людей становятся: сотрудничество, благожелательность, честность, лояльность и терпимость к другим, следование закону, человечность, открытая возможность самоактуализации личности.

Общечеловеческие ценности

В 1948г. принята «Всеобщая декларация прав человека». Определено, что материнство и младенчество дает право на особое попечение и помощь.

В 1959г. принята «Декларация прав ребенка». Выражена обеспокоенность бедственным положением детей во многих регионах мира.

В 1989г. принята «Конвенция о правах ребенка». Этот договор имеет обязательную силу для подписавших ее государств, 54 статьи документа определяют:

Рекомендуем другие статьи:
  • приоритетность интересов детей перед интересами общества;
  • законодательные гарантии государства на обеспечение прав ребенка;
  • право на жизнь, имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности;
  • право знать своих родителей, право на их заботу и неразлучение, право на воссоединение с семьей;
  • право ребенка (до 18 лет — ребенок) на выражение своих взглядов, свободу мысли, совести и религии;
  • защиту и помощь детям депривилегированных категорий (сироты, беженцы, неполноценные в физическом и умственном отношении, лишенные родительской помощи);
  • право на медицинское обеспечение и социальную помощь, право на образование, бесплатное и обязательное начальное; право пользоваться своей этнической, религиозной или языковой культурой;
  • право на отдых и досуг;
  • право на защиту государства от экономической, сексуальной или любой другой эксплуатации, от похищения и торговли детьми, от незаконного употребления наркотиков и психотропных средств;
  • право на защиту в случае совершения им правонарушения или преступления, на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.

Свобода детей требует здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальной нормой питания, одежды и жилища. Равенство прав детей определено независимо от расы, цвета кожи. пола, языка, религии, национального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья

Идеи Конвенции отражены в законодательных актах Российской Федерации.

В 1993г. Правительство РФ приняло постановление о реализации Конвенций ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Принята федеральная программа «Дети России», в которой 6 целевых программ: Дети- инвалиды, Дети-сироты, Дети Севера, Дети Чернобыля, Планирование семьи, Развитие индустрии детского питания. В проекте: Одаренные дети, Организация летнего отдыха детей, Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев.

В 1993г. Постановлением правительства РФ создана Комиссия по координации работы, связанной с политикой детства.

В 1994г. приказ министерства о ряде нарушений Закона об образовании (1992).

Источник – Курс обзорных лекций “Общая педагогика” Козлова В.А., Москва, 2008

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *