Категориальный аппарат педагогики: воспитание, обучение, образование. Понятие о социализации личности.

Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом.

Широкий социальный смысл воспитания — передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Передается все духовное наследие человечества: знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, эстетические нормы. Воспитание воздействует на развитие общества, производительных сил и производственных отношений. С другой стороны, смена социально-экономической формации влечет за собой смену типа воспитания, изменяет его характер и влияние на сознание людей.

Узкий социальный смысл воспитания — направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования определенных взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. Координаторами действий выступают учебно-воспитательные учереждения.

В широком педагогическом смысле воспитание — специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива воспитателей на воспитываемого с целью формирования у него заданных качествэ Осуществляется в учебно-воспитательных учреждениях и охватывает весь учебно-воспитательный процесс.

Узкий педагогический смысл воспитания — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач физического, нравственного, трудового, эстетического воспитания.

Категориальный аппарат педагогики: воспитание, обучение, образование. Понятие о социализации личности

Обучение — специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, на формирование мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, формирование навыков самообразования. Образование — результат обучения. Это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. По объему различают начальное, средне, высшее образование. По характеру и направленности — общее, профессиональное, политехническое.

Социализация личности — процесс формирования качеств, подготавливающих ребенка к жизни в социуме. В ряде стран подразумевает не формирование качеств личности, а формирование качеств деятельности.  А.В. Мудрик выделил три группы основных фаторов социализации:

  • макрофакторы (космос, планета , мир, страна, общество, государство);
  • мезофакторы (этнос, регион, село, город, поселок, радио, телевидение, кино);
  • микрофакторы (семья, группа сверстников, микросоциум, учебные, профессиональные, общественные организации, развивающая среда, задатки как биологический фактор, саморазвитие, коллективная деятельность).

Источник — Курс обзорных лекций «Общая педагогика» Козлова В.А., Москва, 2008

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *