Процессы интеграции и дифференциации в современной педагогике.

Педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, учении о государстве, законодательных уложениях, литературных произведениях. По мере углубления и расширения научных знаний педагогика оформлялась в самостоятельную отрасль.

Далее происходила внутри-научная дифференциация и оформление множества педагогических наук, образующих систему. Это:

  1. ясельная педагогика;
  2. дошкольная педагогика;
  3. педагогика школы;
  4. профессионально-технического образования;
  5. педагогика, среднего специального образования;
  6. высшей школы;
  7. производственная;
  8. педагогика военная;
  9. социальная;
  10. исправительно-трудовая;
  11. педагогика третьего возраста;
  12. сравнительная;
  13. специальная (сурдо-, тифло-);
  14. лечебная;
  15. история педагогики;
  16. экономика образования.

Образование системы наук сопровождается интеграционными процессами с другими науками: с психологией, физиологией, социологией, философией, медициной, юриспруденцией, экономикой, демографией, информатикой, экологией, этнографией, историей, техническими науками.

Рекомендуем другие статьи:

Процессы интеграции и дифференциации в современной педагогике

Наиболее традиционной является связь педагогики с философией и психологией, которые изучают человека как личность.

Философские идеи экзистенциализма, неотомизма, позитивизма, прагматизма, диалектического материализма продуцировали создание педагогических концепций и теорий. Философия и сегодня является методологической основой педагогического знания. Сущность методологии педагогики составляют:

  1. системный;
  2. личностный;
  3. деятельностный;
  4. культурологический;
  5. антропологический;
  6. цивилизационный подходы;

Педагогика тесно связана с науками, изучающими человека как индивида (антропология, биология, медицина) и как члена общества (социология, политология, экономика). Разные парадигмы образования и воспитания человека имеют не только научно-педагогическую, но и общекультурную ценность.

Во всем мире отечественная педагогическая наука России рассматривается как компонент транснациональной культуры, неотъемлемая часть мировой цивилизации.

Источник – Курс обзорных лекций “Общая педагогика” Козлова В.А., Москва, 2008

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *