Процесс обучения. Принципы обучения как категории дидактики.

Процесс обучения является одним из главных компонентов целостного педагогического процесса (воспитание, обучение, развитие) и носит двусторонний характер. Это одновременно преподавание и учение.

Иначе, обучение — совместная деятельность учителей и учащихся при руководстве со стороны учителя.

Преподавание — деятельность учителя по организации усвоения учебного материала. Поучающий на древнегреческом языке означает didaktikos.

Учение — деятельность учащегося по усвоению знаний. Изучающий на древнегреческом — didasko.

Наука дидактика разрабатывает и изучает проблемы обучения и образования. Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки; цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты обучения; дидактическая система, технология обучения.

Процесс обучения. Принципы обучения как категории дидактики

Принципы дидактики — это основные положения, определяющие содержание, формы и методы учебного процесса.

  • Принцип сознательности и активности требует показать учащимся важность работы, объяснить смысл каждого слова, увязывать усвоенное и усваиваемое. При этом следует использовать объяснения других учеников.
  • Принцип наглядности утверждает, что запоминание происходит легче и быстрее, если ряд образов представлен в натуре, на картинках и моделях, чем в словесной форме. При этом включается чувственное восприятие через слух, зрение, осязание, вкус.

Непосредственно воспринимаемые конкретные образы являются не самоцелью, а средством развития мышления, средством обучения.

  • Принцип систематичности и последовательности требует разделения учебного материала на логически завершенные шаги в их последовательности.
  • Принцип прочности усвоения знаний говорит о том, что запоминать следует только хорошо осмысленное, нельзя допускать перегрузки памяти. Материал для усвоения должен быть устроен в короткие ряды.
  • Принцип доступности усвоения требует распределения изучаемого материала сообразно ступеням возраста. Учитывая возрастные особенности, надо объединять детей в подгруппы с одинаковой обучаемостью.
  • Принцип научности требует раскрытия логики предмета, диалектического подхода, использования новейших достижений дидактики, психологии, предметных методик.
  • Принцип связи теории с практикой требует доказывать необходимость знаний, идти от жизни к знаниям и наоборот.
  • Принципы обучения сформулированы отечественными учеными. В числе их: Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.Я Лернер, М.И Махмутов, М.Н. Скаткин.

Впервые слово дидактика как искусство обучения появилось в сочинениях немецкого педагога В.Ратихии (1571-1635).

Великая дидактика Я.А. Коменского рассматривалась как универсальное «обучение всех всему».

И. Гербарт придал дидактике статус воспитывающего обучения.

Источник – Курс обзорных лекций “Общая педагогика” Козлова В.А., Москва, 2008

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *