Базовые дидактические теории в педагогике.

1. Дидактика И. Гербарта предполагает формирование сильных характеров. Высшая цель воспитания состоит в формировании нравственной личности, морально сильного характера. Не существует никаких наследственных психических предрасположений. Психика складывается на основе представлений. Задачи руководства состоят в том, чтобы обеспечить постоянную занятость учащихся, наблюдение за их физическим и интеллектуальным развитием, приучение к порядку. Осторожно и умеренно использовать ограничения, запреты, телесные наказания. Целью обучения является передача готовых знаний, подлежащих заучиванию. Учитель активен, ученики пассивны, должны сидеть тихо, быть внимательны, выполнять распоряжения учителей. Учитель следует установкам, не отступая от программы. Урок основан на одинаковых для всех формальных ступенях. Последователи — Рейн, Циллер, Дерпфельд.

Наибольшее распространение теория формального образования получила в грамматических школах Англии, в классических гимназиях России.

2.  Дидактическая система Джона Дьюи берет начало с 1895 года из школ Чикаго. Основа концепции — полный акт мышления. В полном таком акте выявляются этапы: ощущения трудности, ее обнаружение, выдвижение замысла ее решения, формулировка выводов, последующие наблюдения и эксперименты. Слово трудность заменим словом проблема. Учитель подбрасывает проблемы. Учащиеся разрешают их и открывают новые знания. Но знания не закрепляются, умения не развиваются, а фрагментарные курсы, отрывочные проекты не могут обеспечить ни преемственности, ни систематичности в обучении. Ученики — Килпатрик, Бруннер. Проект Килпатрика «Сооружение игрушечного домика» предполагал овладение математическими, географическими и другими знаниями в ходе практической деятельности. Теория материального образования нашла продолжение в реальных гимназиях и училищах России.

Базовые дидактические теории в педагогике

3. Современную дидактику характеризует следующее:

  • ее методологическую основу составляют объективные закономерности философии познания, материализм. Концепция процесса обучения основывается на системном подходе. Только та дидактическая система будет идеальной, совершенной, которая решает задачу всестороннего и гармоничного развития личности, опираясь при этом на совокупности знаний о механизмах обучения, механизмах формирования целей и мотивов познавательной деятельности;
  • разумное сочетание педагогического управления с самостоятельностью школьников;
  • содержание обучения определено дифференцированными учебными планами.

В.А. Сластенин среди современных дидактических концепций выделяет две основные теории обучения.

Ассоциативная теория лежит в основе объяснительно-иллюстративного обучения. Механизмом учения является ассоциация, опирается на чувственное познание, основной метод — упражнение.

Деятельностная теория ориентирована на развитие творческого потенциала учащихся. Это: теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.).

Источник – Курс обзорных лекций “Общая педагогика” Козлова В.А., Москва, 2008

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *