Сущность воспитания. Основное содержание и цели воспитания.

Процесс воспитания является одним из главных компонентов педагогического процесса (воспитание, обучение, образование).

Воспитание — это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование личности, нужной и полезной обществу. Это целенаправленный процесс, длительный, с отсроченным неоднозначным результатом. Процесс воспитания диалектичен, имеет комплексный характер, ибо формирование качеств личности происходит не поочередно, а в комплексе.


Содержание воспитания — это система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения.

Главная цель воспитания — формирование всесторонне и гармонически развитой личности на основе системы идей:

  1. опора на способности и дарования через освоение базовых основ культуры;
  2. поиск нравственных образцов, выработка собственных ценностей, норм и законов жизни;
  3. жизненное самоопределение, гармония человека с самим собой;
  4. личностная направленность, означающая движение от ближайших интересов к развитию высоких духовных потребностей;
  5. принудительный воспитательный процесс ведет к деградации нравственности;
  6. коллектив не дисциплинарное средство, способное лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.

Основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс, является образовательное учреждение. В целостном педагогическом процессе слиты умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание.Основное содержание и цели воспитания. Сущность воспитания.

Реализм целей воспитания направлен на формирование конкретных качеств личности. Перечислим основные.

  1. Человек-гражданин имеет чувство долга перед страной, обществом, родителями. Ответственен за судьбу страны, общественную дисциплину и культуру общежития. Развито чувство национальной гордости, патриотизма и интернационализма.
  2. Человек-работник дисциплинирован и ответственен, работоспособен и организован, имеет специальные знания, умеет трудиться сообща, уважает людей труда.
  3. Человек-семьянин трудолюбив, ответственен, тактичен, вежлив, уважает родителей, культурен в общении.

Личность как субъект деятельности демонстрирует готовность принимать на себя ответственность за других и за будущее общества; поступать гуманно, независимо от частных ситуаций и обстоятельств, складывающихся в жизни; преобразовывать себя, преобразовывать себя, вырабатывая гуманистическую стратегию.

Источник – Курс обзорных лекций “Общая педагогика” Козлова В.А., Москва, 2008

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *