Родительский клуб как ресурс развития партнерских отношений

И.Н. КАЗЕИЧЕВА,

Педагог-психолог, главный специалист Управления образования, г. Орехово-Зуево

В современных условиях гарантом выбора правильного вектора развития образования является наличие института социального партнерства. Сегодня любое образовательное учреждение, особенно школа, находится в зависимости от семьи, родителей, являющихся наиболее заинтересованными заказчиками образовательной услуги и, следовательно, основными претендентами на роль социального партнера образовательного учреждения. В свою очередь, наличие и развитие социального партнерства становится залогом успешности того или иного учреждения образования.

Глоссарий по политической психологии трактует партнерство (от англ. partnership — участие, товарищество, компания, сотрудничество, компаньоны) как форму сотрудничества, участники которой отдают себе отчет в ограниченности объединяющих их целей, интересов, задач, в наличии или возможности возникновения между ними серьезных расхождений, конфликта интересов и как следствие прекращения отношений партнерства [1].

В Философской энциклопедии социальное партнерство (от фр. le partenaire — партнер, компаньон) определяется как тип социального взаимодействия, которое характеризуется определенным способом регулирования общественных, прежде всего трудовых, отношений между большими группами и слоями населения, в частности, между предпринимателями (работодателями), наемными работниками и государством [5].

Для нас значимым является тот факт, что партнерство — это не просто союз семьи и образовательного учреждения, который может распасться при возникновении локальных конфликтов, а это взаимообогащающий симбиоз (от греч. symbiosis — совместная жизнь, взаимосвязь) родителей и образовательного учреждения, разрушение которого обедняет и/или губит обе стороны.

Государственная политика, проводимая в области образования на современном этапе, способствует тому, что муниципальная образовательная система в гораздо большей степени, чем раньше, зависит от семьи. Согласимся с высказыванием И.А. Хоменко:

«Образовательному учреждению важно научиться выстраивать отношения с родителями как с социальными партнерами, с учетом их запросов, степени социальной активности и уровня психолого-педагогической компетентности» [6, 19] и поделимся своим опытом.

В Орехово-Зуеве изучение общественного мнения проводится специалистами Управления образования посредством опросов, анкетирования всех категорий участников образовательного процесса (учащихся, педагогических работников, представителей административно-управленческого персонала, родительского сообщества, а также членов управляющих советов по специально разработанным анкетам). Так, по мнению 74 % респондентов, существующего взаимодействия между родителями и школой достаточно для успешного обучения, развития и воспитания учеников. 24 % опрошенных категорично отвечают: «Нет, не достаточно». Проблема налицо. Возникают вопросы: «Как поэтапно выстроить взаимоотношения между участниками образовательного процесса для гармоничного формирования партнерских отношений?», «Какие виды деятельности могут стать дополнительным ресурсом укрепления партнерских отношений?».

Сначала интерес семьи и школы заключается в возможности донести друг до друга свои насущные проблемы. В условиях «закрытости» отсутствует площадка для обсуждения проблем и как следствие возможности их решения минимальны. Родители являются общественной группой, которая представляет интересы детей и получает право на формирование социального заказа. Соответственно становится понятным, что большинство проблем, касающихся ребенка, могут и должны решаться только через родителей (законных представителей), которые, в свою очередь, должны осознать, что они становятся полноценными партнерами образовательного учреждения в разработке и воплощении в жизнь конкретных образовательных целей.

Примером подобной модели взаимодействия между родителями и учреждением образования на основе партнерских отношений может стать такая нетрадиционная форма сотрудничества с родителями начальной школы, как родительский клуб.

Идея его организации возникла после знакомства с книгой Н.И. Дереклеевой «Родительские собрания. 1–4 классы». Было принято решение о создании подобного объединения сначала только в одном классе.

Так в I классе школы № 18 появился и начал работу родительский клуб «Я + Я + Я + + … Я = счастливая 7я».

На первом этапе родители с недоверием отнеслись к такой форме работы, но уже первая встреча настроила их на позитивный лад. Сейчас можно с уверенностью констатировать, что заседания клуба «Я + Я + + Я + … Я = счастливая 7я» собирают гораздо большую аудиторию, чем обычные родительские собрания, способствуют активному взаимодействию и сближению педагогов и родителей.

Следует учесть, что для создания такого объединения нужны энтузиазм и желание педагогов, введение и соблюдение определенных традиций клуба, выделение специального времени и уверенность в том, что все получится. В итоге оказалось, что это дело требует немалых затрат, но результат сполна оправдывает затраченные усилия.

Традиции рождают у родителей интерес к работе клуба, который постепенно переходит на внимание ко всему, что происходит в школе. Наладившиеся контакты позволяют родителям активно участвовать в делах классного коллектива, неформально подходить к решению многих проблем. Конечно, педагог тратит немало сил для подготовки встреч, их организации и проведения (при этом нужно учитывать тот факт, что встреча должна состояться во время, удобное родителям, учителю и тем приглашенным компетентным представителям официальных структур, чье участие в работе клуба представляется целесообразным в силу определенных обстоятельств).

Заседания родительского клуба проходят с привлечением специалистов (психолога, социального педагога, врача-педиатра, инспектора по делам несовершеннолетних, уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса и т.д.). Разнообразие в работу вносят просмотр фото и видеоматериалов, демонстрация мультимедийных презентаций. Работа клуба становится полезной для школы и родителей, у которых появляется возможность обсудить практически все вопросы, касающиеся организации учебного и воспитательного процесса их детей; одновременно формируется площадка для обмена мнениями, поиска решений по различным вопросам.

Что же такое клуб «Я + Я + Я + … Я = счастливая 7я»?

Положение о клубе определяет его следующим образом:

  1. «Я + Я + Я + … Я = счастливая 7я» — родительский клуб, добровольно объединяющий семьи.
  2. В своей деятельности клуб опирается на разные формы работы: беседы, лекции, встречи со специалистами.
  3. Клуб действует на добровольных началах.

Совет клуба состоит из пяти человек (классный руководитель, педагог-психолог, три представителя от родителей) и осуществляет практическое руководство деятельностью клуба: изучает запросы различных целевых групп, занимается организационной деятельностью по реализации пожеланий членов клуба, вносит предложения по улучшению деятельности клуба, жизни класса и школы в целом.

Примерная программа работы родительского клуба «Я + Я + Я + … Я = счастливая 7я» (первый год)

Встреча 1. Первые дни в школе (адаптационный период в жизни первоклассника).

Разговор с психологом.

  • Результаты психодиагностического минимума в первых классах.
  • Лекция врача-педиатра «О режиме дня и работоспособности».
  • Чаепитие, беседа1.

Встреча 2. Когда кончается урок. Интересы и увлечения нашей семьи.

  • Выставка увлечений и достижений учеников (поделки, коллекции, фотографии).
  • Изготовление семейных коллажей (фотографии, вырезки из журналов) и рассказ каждой семьи о своих увлечениях, отдыхе.
  • Создание коллективного семейного коллажа класса.

Встреча 3. Семья глазами ребенка.

  • Знакомство родителей с рисунками детей на тему «Моя семья».
  • Интерпретация рисунков «Моя семья».
  • Беседа на тему «Как любить ребенка?».

Встреча 4. Правовой всеобуч.

  • Школа ответственных родителей (выступление уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса).
  • Жестокость в обращении с ребенком: как предотвратить беду? (Беседа с инспектором по делам несовершеннолетних.)
  • Информационный уголок для родителей на тему «Права детей».
  • Выставка рисунков учеников на тему «Окна в мир ребенка».

Встреча 5. Дерево жизни.

  • Вручение благодарностей самым активным членам клуба.
  • Создание генеалогического древа класса.

В целях овладения родителями психологической грамотностью помимо групповых встреч в родительском клубе школьным психологом проводятся индивидуальные консультации.

Мониторинг отношений детей и родителей проводится классным руководителем и педагогом-психологом с применением следующих форм деятельности: диагностика классного коллектива в начале учебного года (анкеты, опросы, методика диагностики детско-родительских отношений «Анализ семейных взаимоотношений», авторы Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис); выяснение возможностей родителей для оказания учителю и школе помощи организационного, обучающего и воспитательного характера; изучение запросов родителей; своевременное информирование родителей о деятельности школы и класса; индивидуальные беседы, консультации с родителями; диагностика классного коллектива в конце учебного года.

Кроме того, используются возможности виртуальных площадок для консультирования всех участников образовательного процесса (родителей, педагогов, руководителей) — сайта образовательного учреждения и персонального сайта школьного психолога.

Остановимся на некоторых традициях, которые прижились в нашем клубе.

Особой популярностью на его заседаниях пользуется рубрика «Кладезь мудрости», которая знакомит с афоризмами, цитатами о воспитании, например: «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?» (Л. Толстой); «Педагогика должна стать наукой для всех — и для учителей, и для родителей» (В. Сухомлинский); «Учеба похожа на греблю против течения. Когда перестаешь учиться, тебя относит назад» (Лао-цзы); «Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства» (Э. Эшенбах); «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества» (Т. Рузвельт).

Родительские встречи заканчиваются рефлексией, а именно выслушиванием мнения родителей или его фиксацией в письменной форме, оформлением коллажа или газеты. Также мы осуществляем обратную связь с членами совета клуба посредством электронной почты.

Традициями нашего клуба стали: поощрения родителей (грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками детей); благодарственные письма (для родителей, дедушек, бабушек) как признание заслуг родителей в воспитании детей; организация «Копилки родительского опыта» (работа с памятками, подготовленными классным руководителем и психологом) и т.д.

В итоге 79 % опрошенных (от общего количества родителей) воспринимают себя партнерами (или хотят быть партнерами) по отношению к образовательному учреждению, 78 % респондентов считают, что их мнение учитывается при планировании мероприятий по развитию классного коллектива и школы в целом.

Проводимая в клубе работа по выстраиванию партнерских взаимоотношений (по результатам анкетирования) способствует усилению влияния родителей на жизнь класса и образовательного учреждения (73 %), созданию качественных условий для обучения и воспитания детей (57 %).

Таким образом, родительский клуб выступает и как информационный источник, и как своеобразный путеводитель, позволяющий родителям находить в семье дополнительные ресурсы для развития и воспитания детей. В свою очередь, родительская общественность, поддерживая школу, класс и помогая им, облегчает деятельность школьного педагогического коллектива.

Родительский клуб способствует формированию отношений сотрудничества, взаимопомощи и партнерства между семьей и школой.

Образовательное учреждение призвано обучать, развивать и воспитывать учеников, а то, в каких условиях это происходит, зависит от взрослых. С помощью родительского клуба «Я + Я + Я + … Я = счастливая 7я» нами сделана попытка объединить разные «Я» в одну большую семью — партнеров, которые в равной степени ответственны за становление личности ребенка.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Глоссарий по политической психологии. М., 2003. URL: http://www.politike.ru.
  2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 1–4 классы. М., 2005.
  3. Как проводить родительское собрание в школе / Авт._сост. О.С. Олендарь. М.; Донецк, 2005.
  4. Монахова А.Ю. Психолог и семья. Ярославль, 2002.
  5. Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2000–2001. URL: http://iph.ras.ru.
  6. Хоменко И.А. Система работы образовательного учреждения с семьей. Кн. 1. М., 2009.
  7. Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании. М., 2004.

Похожие статьи:

  • Родительское собрание «Человек и природа» III–IV классы В.П. РУДАКОВА, учитель начальных классов, Москва На собрании присутствуют классный руководитель, ученики, родители, библиотекарь. Цели: объединить усилия школы и семьи […]
  • Родительское собрание на тему «Осторожно: компьютер!» Л.Н. АНПИЛОГОВА, учитель начальных классов, Лозовская начальная школа — детский сад, с. Лозовое, Верхнемамонский район, Воронежская область Цели: обратить внимание родителей на […]
  • Счастливая семья. Какая она? Часть №1. Итоговое родительское собрание в III классе О.А. КУРИПКО, учитель-методист ОКНР г. Донецка (Украина) Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей А.С.Макаренко Одной из самых […]
  • Счастливая семья. Какая она? Часть №3. Итоговое родительское собрание в III классе О.А. КУРИПКО, учитель-методист ОКНР г. Донецка (Украина) Слово учителя В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. […]
  • Счастливая семья. Какая она? Часть №2. Итоговое родительское собрание в III классе О.А. КУРИПКО, учитель-методист ОКНР г. Донецка (Украина) Выводы учителя Мы с вами попробовали создать модель счастливой семьи. Мы […]
  • Родительское собрание «День защитника семьи» Д.В. ГУСЕВА, учитель начальных классов, школа № 291, Санкт-Петербург Вернуть в школу утраченные ценности без семьи, без самого народа невозможно. Ю.П. Азаров В процессе […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *