Родительское собрание «Человек и природа»

III–IV классы

В.П. РУДАКОВА,

учитель начальных классов, Москва

На собрании присутствуют классный руководитель, ученики, родители, библиотекарь.

Цели: объединить усилия школы и семьи по воспитанию у младших школьников любви к природе, бережного отношения к ней; оказать педагогическую помощь родителям в воспитании у детей доброты, милосердия.

Оборудование: глобус; анкета для родителей (на отдельных бланках); плакаты («Правила поведения в парке, в лесу, у реки», «Чем зимой можно подкармливать птиц?»); кормушки и скворечники, изготовленные детьми вместе с родителями; образцы кормов для зимующих птиц; книги о природе: «Первая охота», «Лесная газета» (В.В. Бианки); «Медвежья горка», «Лесные тайнички», «Подводная газета», «Под шапкой невидимкой» (Н.И. Сладков); «Лесной голосок», «Друзья моего детства» (Г.А. Скребицкий); «Крылатый будильник», «Питомцы зоопарка» (В.В. Чаплина); «Рассказы о животных» (А.Н. Толстой); «Желтый, белый, лиловый», «Живая бусинка» (Н.М. Павлова); «Кладовая солнца», «Золотой луг» (М.М. Пришвин); «Летние дни», «Кот_ворюга» (К.Г. Паустовский); «Рассказы о животных» (Э. Сетон-Томпсон); «Кто в лесу живет и что в лесу растет» (Ю.Д. Дмитриев).

Ход родительского собрания.

Классный руководитель. Мы с вами живем на прекрасной планете Земля. Как разнообразна ее поверхность! Посмотрите на глобус: это равнины, холмы и горы, безбрежные водные просторы – океаны и моря, реки и озера. А как прекрасен зеленый наряд земли — ее леса! Как великолепны высокие горные вершины, покрытые снежными шапками! Как многообразен животный и растительный мир нашей планеты! Красотой природы можно восхищаться бесконечно. Поэты воспевают ее в стихах. Ей посвящают свои произведения художники и музыканты. Но вместе с тем нам все чаще приходится слышать, что вырубаются леса, загрязняются воздух, реки, озера и моря. Сегодня остро встал вопрос об охране природы.

Все мы любим отдыхать на природе.

При этом выбираем самое красивое место в лесу, у речки, на берегу озера. А всегда ли, уходя, мы уносим с собой мусор: банки, бутылки, пакеты? Знаете ли вы, что оставленный бумажный пакет до своего разложения будет лежать в земле еще два года, консервная банка — девяносто лет, полиэтиленовый пакет — двести лет, а стеклянная бутылка тысячу лет.

Каждый человек с малых лет должен видеть, понимать и ценить красоту природы и очень бережно относиться к ней.

Почему одни люди любят природу, а другие — нет? «Как научить ребенка бережно относиться к природе?» — спросите вы, родители. Знайте: ребенка прежде всего воспитывает пример взрослых.

За неделю до этой встречи родителям было предложено заполнить анкету. Вот вопросы, на которые вы отвечали:

  • Проявляет ли ваш ребенок сострадание, доброе отношение ко всему живому? Благодаря чему в нем развито это чувство?
  • Как часто вы бываете вместе с ребенком на природе?
  • Соблюдаете ли вы правила поведения, приходя с ребенком в лес, парк?
  • Приходилось ли вам вместе с ребенком заготавливать корм для зимующих птиц?
  • Подкармливаете ли вы вместе с ребенком птиц зимой?
  • Мастерили ли вы вместе с ребенком кормушку, скворечник?
  • Читаете ли вы вместе с ребенком книги о природе?

Хочется познакомить вас с некоторыми ответами. (Учитель зачитывает наиболее интересные ответы родителей.)

Люди, неравнодушные к природе, чуткие к ее красоте, любят совершать прогулки в парк, лес, к реке и при этом всегда соблюдают важные правила. Я надеюсь, что все вы — и взрослые, и дети — тоже их соблюдаете. Давайте вспомним эти очень простые, но важные для сохранения природы правила. (Учитель демонстрирует плакат «Правила поведения в парке, лесу, у реки».)

Не кричи в лесу, не пугай птиц и животных!
Не рви цветы!
Не ломай ветки кустарников и деревьев!
Не лови ради забавы бабочек!
Не оставляй после себя мусор!

Всем известно, как тяжело приходится птицам в холодное время года. Наш долг – помочь им пережить зимнюю стужу. Результаты анкетирования показали, что многие семьи это делают. Сейчас наши ученики вместе с родителями представят изготовленные дома кормушки и скворечники. (Учащиеся вместе с родителями выходят к демонстрационному столу, на котором расставлены кормушки и скворечники, рассказывают, как мастерили их вместе.)

Молодцы! Хорошо потрудились! Теперь только осталось пойти в парк и развесить птичьи столовые и домики. А чем вы будете кормить птиц? Какой корм они едят? Обратите внимание на плакат «Чем зимой можно подкармливать птиц?».

Чем вы будете подкармливать птиц? (Ответы учащихся.)

Наши родители приняли участие в подготовке собрания и подобрали загадки о природе. Сейчас они вам их загадают. Кто знает отгадку, поднимайте руку. Отвечать будет тот, кого назовут родители.

Выходят двое взрослых и по очереди читают загадки.

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?

(Хвойное дерево)

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.

(Лиственница)

Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.

(Береза)

Что за дерево стоит —
Ветра нет, а лист дрожит?

(Осина)

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.

(Лес)

Я на розу чуть похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Все пригодны для еды.

(Шиповник)

Эй, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.

(Колокольчик)

Ножка белая, прямая,
Шляпка красная такая,
А на шляпке, на верхушке,
Беленькие конопушки.

(Мухомор)

Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног, да без копыт,
Летит — жужжит,
Сядет — замолчит.

(Жук)

В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд_приятель!»
И подпись ставит — … (дятел).

Длинноклювый, длиннокрылый,
Белый, с черною каймой,
Встал на крыше он высокой,
Возвратясь к себе домой.

(Аист)

Птица важная, носатая,
Целый день стоит как статуя.
Спит, стоя на одной ноге,
В болоте прямо, без подушки,
И неразборчива в еде:
Ее меню — одни лягушки.

(Цапля)

Ночью летает —
Глаза как у кошки,
И ушки с кошачьими
Схожи немножко.

(Сова)

Классный руководитель. Молодцы! Кто из вас отгадал хотя бы одну загадку, получает приз — календарь с видами природы.

Дорогие родители! Наши дети приготовили для вас стихотворения о природе.

К доске выходят чтецы.

1-й чтец.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм —
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.

С. Смирнов

2-й чтец.

Если б в поле расцвели
Только белые цветы,
Любоваться бы устали
Ими вскоре я и ты.
Хорошо, что есть ромашки,
Розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки,
Незабудки и жарки.

А. Шлыгин

3-й чтец.

Цветка не сорвите,
А лучше скажите:
Купальница, ландыш,
Лесная гвоздика,
Цветите,
Не исчезайте,
Растущие дико!

Л. Николенко

4-й чтец.

Расцвела черемуха
Около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая, как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней,
И могла цвести она
Много_много дней.
— Это чья черемуха?
— Да она ничья,
Белая снегурочка
Около ручья…

5-й чтец.

Городские школьники
Шли в далекий путь.
Увидав черемуху,
Стали ветки гнуть.
Прибежали девочки,
А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
А была черемуха
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.

З. Александрова

6-й чтец.

Лес не только для забавы,
Он богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.

В. Рождественский

Члены родительского комитета вручают чтецам небольшие памятные подарки — книги о природе.

Классный руководитель. Сейчас наш школьный библиотекарь расскажет о том, как важно читать в кругу семьи книги о природе.

Библиотекарь. Мы подготовили выставку книг о природе, которые рекомендую для домашнего чтения. Эти произведения помогут детям открыть удивительный мир природы, научат их доброте, милосердию, любви к природе. В книгах много иллюстраций. Очень важно, чтобы ребенок внимательно их рассматривал: они помогут представить явления природы, предметы, которые он не может увидеть непосредственно. Просите своего ребенка рассказать о прочитанном. Очень хорошо, когда в семье практикуется совместное чтение вслух. Это сближает детей и родителей.

Классный руководитель. Жестокость некоторых повзрослевших детей — результат того, что с малых лет в душе ребенка не были посеяны семена доброты.

Чувством любви к природе наделен не каждый. Родители — первые, кто знакомит ребенка с природой. Постарайтесь преподнести уроки доброты своим детям. Уделите внимание и вопросам охраны природы. Для защиты лесов, морей и рек принимаются законы, но этого мало. Очень многое зависит от личного отношения каждого человека к природе, начиная с самого раннего возраста. Обращаюсь к каждому из вас словами В.А. Сухомлинского: «…Дорожи красотой природы, береги ее. Эта красота — один из ручейков, питающих доброту, сердечность, любовь». (Классный руководитель читает запись на классной доске.)

Продолжением нашего разговора о природе будет совместное оформление с родителями альбома «Птицы — наши друзья!» и конкурс рисунков «Мой любимый уголок природы». Приглашаю принять участие в этом конкурсе и детей, и родителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *