Родительское собрание на тему «Осторожно: компьютер!»

Л.Н. АНПИЛОГОВА,

учитель начальных классов, Лозовская начальная школа — детский сад, с. Лозовое, Верхнемамонский район, Воронежская область

Цели: обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения учеников с компьютером; дать полезные советы и рекомендации родителям; осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей.

Ход собрания.

Учитель. Двадцатый век внес много новшеств в жизнь человечества: электричество, двигатели внутреннего сгорания, космические полеты и, конечно, компьютеры.

Большинство изобретений изначально призвано улучшить жизнь человека, но, как любое заметное явление, цифровые технологии несут с собой и ряд отрицательных моментов. Для того чтобы «думающие машины» стали нашими друзьями и помощниками, нам нужно соблюдать правила работы с нами.

Учитель предлагает родителям заполнить анкеты.

  1. Есть ли у вас дома компьютер?
  2. Где он расположен?
  3. С какой целью ваши дети используют компьютер?
  4. Сколько времени в течение суток ваш ребенок проводит за компьютером?
  5. Изменилось ли поведение ребенка за время общения с компьютером?
  6. Знаком ли ваш ребенок с Интернетом?
  7. Какие отклонения в физическом состоянии ребенка после активного общения с компьютером вы заметили?
  8. Влияют ли положительно ваши беседы на «компьютерное поведение» вашего ребенка?
  9. Компьютер в жизни детей — это хорошо или плохо?
  10. Сколько времени должен проводить младший школьник за компьютером?
  11. Чем он должен заниматься, включая компьютер?

Каждый родитель несет ответственность за здоровье своего ребенка, которое зависит не только от его физических особенностей, но и от условий жизни в семье, правильного режима дня и питания, общения с компьютером.

Родители. Нам приходится считаться с тем, что компьютер стал для нас записной книжкой. Мы понимаем, что современная жизнь невозможна без овладения им, но нас волнует вопрос: как помочь младшему школьнику правильно общаться с ним?

Учитель. Зачитаю результаты анкетирования учеников нашего класса.

Сколько времени ты проводишь за компьютером? (1–2 ч.)

Чем ты занимаешься, когда сидишь за компьютером? (60 % учеников играют.)

В какие игры ты играешь? (Гонки.)

Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал волшебнику, чтобы жизнь на нем была интересной? (60 % учащихся взяли бы компьютер, книгу – 20 %.)

Проанализировав ответы школьников, я задала себе вопросы: что же делать и нужно ли что-то делать? Возможно, стоит просто запретить играть в нелепые игры и ограничить время проведения за компьютером, использовать только его положительные стороны.

Родители обсуждают проблему и обмениваются мнениями.

Учитель. Использование компьютерных технологий — это не веяние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем образования.

Современный ребенок должен владеть компьютером. По новым стандартам начального общего образования даже первоклассники овладевают первоначальными представлениями о компьютерной грамотности. Под руководством учителя, соблюдая гигиенические нормы и здоровьесберегающие технологии, они с интересом работают на компьютерах.

Роль компьютера в оптимизации процесса обучения многогранна, так как благодаря ему формируется высокая степень мотивации, повышается интерес к процессу обучения и интенсивность обучения, достигается индивидуализация обучения. Таким образом, компьютер в школе рассматривается как средство активизации интеллектуального и творческого развития личности.

В этом заключается положительное влияние компьютера. В чем же состоит его негативное действие?

Родители. Плохо то, что в домашних условиях часто можно наблюдать следующую картину: младший школьник играет в компьютерную игру 1,5–2 ч без перерыва.

Учитель. Медики утверждают, что неразумное увлечение компьютером и несоблюдение дозированного времени (для младшего школьника — это 15–25 мин) очень опасны для здоровья. Возможны заболевания сухожилий и мышц от работы с клавиатурой и мышью, нарушение осанки, ухудшение зрения, появление головной боли и психических расстройств.

Учитель демонстрирует слайды, на которых охарактеризованы основные негативные моменты, связанные с длительным общением с компьютером:

  • электромагнитное излучение;
  • перегрузка суставов;
  • сидячее положение в течение длительного времени;
  • повышение нагрузки на зрение;
  • стресс при потере доступа к информации (нервные психические расстройства);
  • появление компьютерной зависимости.

Учитель предлагает родителям проанализировать суть компьютерных игр. Он обращает внимание на то, что во многих из них присутствуют кровь, насилие, намеки на сексуальность, что провоцирует жестокость и насилие.

Педагог рассказывает об одной из классификации компьютерных игр.

Игры типа «Убей их всех» носят развлекательный характер. Они развивают моторные функции, но их познавательный эффект сомнителен.

Развивающие игры способствуют познавательному развитию младших школьников и побуждают к самостоятельным творческим играм.

Диагностические игры применяются специалистами для выявления особенностей памяти, внимания и т.д.

Логические игры развивают мышление. Это чаще всего головоломки, задачи на перестановку фигур, составление рисунка и т.п.

Графические игры связаны с рисованием, конструированием и т.п.

Учитель. Как известно, информация (как положительная, так и отрицательная) имеет свойство распространяться, множатся закрепленные через игру привычки аномального поведения. «Ребенок пострелял?

Ну и что? — скажете вы. — Ничего. Ведь мы тоже когда-то играли в «войнушку»!» Да, только не каждый день, игра была без настоящего оружия (в отличие от компьютерной игры), крови не было, трупы под ногами не валялись…

Компьютерная игра — это своего рода программирование реальности и поведения.

Дети становятся злыми, агрессивными. После компьютерной игры, когда ребенок был на пике своего напряжения, не ждите, что он станет спокойным и уравновешенным. В процессе игры он переживал, старался, злился, прилагал столько психической энергии, что у него вряд ли останутся силы на спокойную жизнь вне игры. Отсюда депрессии, истерики, непослушание, неподчинение, неуважение…

Для того чтобы уберечь ребенка от компьютерной зависимости, надо грамотно организовать его режим дня и следить за его выполнением, сделать так, чтобы компьютер приносил пользу вашему ребенку, а не вред.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.

Я с компьютером дружу,

Долго я за ним сижу.

Мне ужасно интересно,

Хоть пока не все известно.

Зовет друг мой прогуляться,

Но не могу я оторваться,

Игру новую открыл,

Ту, что дядя подарил.

Отличился брат мой в школе —

Он участвовал в футболе.

Я игрою поглощен,

Брат сказал: «Порабощен».

Родители обсуждают стихотворение.

Учитель. Сделайте времяпрепровождение ребенка за компьютером минимальным. Покажите ему, что компьютер — это не только машина для игр и просмотра мультфильмов, но также универсальный инструмент для работы, без которого в современном обществе обойтись нельзя. Ваша задача — сформировать у себя и детей правильное отношение к работе с компьютером, познакомить их с развивающими компьютерными играми. Включайте в режим дня своих детей прогулки, игры на свежем воздухе, катание на велосипеде. Постарайтесь, чтобы они поняли, что компьютер будет другом только в том случае, если его правильно использовать.

Далее учитель предлагает разучить с ребенком несколько упражнений для глаз, которые принесут пользу при условии их ежедневного выполнения.

  1. Крепко закрыть глаза на 3–5 с, потом открыть глаза на 3–5 с. Повторить 6–8 раз.
  2. Быстрое моргание — 1–2 мин.
  3. Закрыть веки. Массировать глаза круговыми движениями в течение 1 мин.
  4. Поднять взгляд вверх, опустить вниз. Отвести взгляд в правую, левую сторону. Повторить 6–8 раз.
  5. Смотреть прямо вдаль 1 мин.

Учитель знакомит родителей с правилами работы на компьютере (для младших школьников).

  1. Ученик может играть в компьютерные игры не более 15 мин в день.
  2. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
  3. В течение недели школьник может работать с компьютером не более 3 раз.
  4. Комната, в которой работает ученик за компьютером, должна быть хорошо освещена.
  5. Мебель (стол и стулья) должна соответствовать росту ребенка.
  6. Расстояние от глаз учащегося до монитора не должно превышать 60 см.
  7. В процессе игры на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки школьника.
  8. После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз.
  9. Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями и играми.

Учитель. Следите за гигиеной при работе с компьютером. Комната, где стоит компьютер, обязательно должна проветриваться. В ней необходимо ежедневно делать влажную уборку. Желательно, чтобы рядом с компьютером стоял кактус. Не забывайте постоянно хвалить своего ребенка за новые достижения при работе с компьютером в ходе выполнения заданий творческого характера и, если он соблюдал режим работы.

Приучайте ребенка к посильному домашнему труду. Так вы постепенно сформируете у него здоровый образ жизни.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимости. М., 2009.
  2. Трафимова Г.В. и др. Помоги себе сам. Минск, 2003.
  3. Ковалько В.К. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. М., 2007.
  4. Леонтьев В.П. Компьютерная энциклопедия школьника. М., 2006

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *