Счастливая семья. Какая она? Часть №2.

Итоговое родительское собрание в III классе

О.А. КУРИПКО,
учитель-методист ОКНР г. Донецка (Украина)

Выводы учителя

Мы с вами попробовали создать модель счастливой семьи. Мы определили, что семья держится на любви. По этому поводу Конфуций писал: «Государство — это большая семья, а семья — это маленькое государство. И держится оно на любви». Умение любить, лежащее в основе стабильного брака, относится к важнейшим элементам нравственной культуры личности. Поэтому родители должны учить детей видеть в любви красоту подлинных человеческих отношений. Способность к любви воспитывается с первых лет жизни ребенка в родительском доме. Макаренко, например, считал, что настоящее чувство между отцом и матерью, их уважение друг к другу, помощь и забота, допустимые проявления нежности и ласки, происходящие на глазах у ребенка, с первого года его жизни являются могучей движущей силой развития способности любить у детей. Постепенно, по мере взросления ребенка, эта способность распространится не только на близких, но и на объект личных симпатий.

А теперь поговорим о сфере бытовых забот и хлопот, которые ложатся на молодую семью. Многие семьи не готовы к этим испытаниям. Большинство молодых мужей весьма смутно представляют себе, какие именно хозяйственные заботы им предстоит выполнять. Девушки лучше представляют себе это. Однако выясняется, что и им не так уж часто приходилось готовить, убирать, стирать. Обычно это делали их матери, бабушки. Хозяйство, быт сейчас уже не могут надежно скрепить семью. Но разрушить ее могут.

В образе жизни холостых юношей и девушек мало различий. И те, и другие учатся (причем девушки часто имеют более высокий образовательный уровень). И те, и другие приобретают профессию. В равной степени они читают, посещают кино и театры, выезжают за город и т.п. И вот после такого юридического, фактического, а главное, психологического равноправия молодая женщина попадает в обстановку бытового неравенства. Именно на этой почве разгораются ссоры, возникают семейные конфликты.

Многие скажут, что так бывало веками. Традиция эта идет с того времени, когда мужчина был кормильцем, а жена — хозяйкой. Мужчине предназначалась работа, женщине — домашний очаг. Давно уже нарушено это представление, давно уже жены работают наравне с мужьями, но устройство домашней жизни кое-кто по-прежнему считает уделом женщины. Юноши зачастую не умеют приготовить простого завтрака, не приучены убирать за собой вещи, мыть посуду.

Наши мальчики и девочки, сыновья и дочки, те, кого мы гладим по головке, кто сейчас нуждается в нашей ласке и в нашем совете, скоро (скорей, чем нам кажется) тоже станут родителями. Значит, уже сейчас нам пора думать об этом недалеком будущем.

Если мы научим своих детей быстро, не затрачивая лишних усилий, выполнять хотя бы часть домашних дел, то их семейная жизнь в дальнейшем сложится легче.

У каждого ребенка в семье должны быть свои обязанности. Маленький ребенок — маленькое дело, растет ребенок — растет и

его дело. Посильный труд ребенка, осуществляемый вместе со взрослыми или индивидуально, закладывает основы трудолюбия, желания думать не только о себе, но и о других. Труд должен быть систематическим и разнообразным: детям следует доводить начатую работу до конца, их надо обучать необходимым умениям, прививать трудовые навыки.

Придавая огромное значение труду, замечательный русский педагог К.Д. Ушинский спрашивал: «Какова лучшая форма наследства, которую оставляют родители детям? Может быть, деньги и вещи? Нет. Может быть, образование? И да, и нет. Да, если образование воспитывает трудолюбие. Нет, если оно трудолюбие не воспитывает. Воспитание у детей безграничного трудолюбия — вот лучшая форма наследия родителей и одно из условий счастья наследников».

Слово предоставляется родителям. Обмен опытом по теме «Трудовое воспитание детей в семье».

Разговор продолжает учитель: «Ну а сейчас мы обратимся к результатам анкетирования «Родители глазами детей». На вопрос «К кому из родителей ты чаще всего обращаешься за помощью?» ответы распределялись так: «К маме (82%), к папе (41%)». «Какие качества личности ты ценишь в своих родителях?» Ответы детей: доброта (90%), внимание (83%), взаимопонимание (79%), чуткость (63%), ум (50%), честность (32%), трудолюбие (32 %).

Один из вопросов анкеты звучал так: «Что бы ты пожелал своей семье?» Сыновья и дочки хотели, чтобы в семье было меньше ссор, конфликтов между мамой и папой; меньше наказаний; чтобы не ругали за оценки; чаще проводили выходные дни и отпуск вместе; чтобы все были здоровы и в семье было больше денег; чтобы у меня появился брат или сестра, чтобы родители разрешили взять на воспитание животное».

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *