Счастливая семья. Какая она? Часть №3.

Итоговое родительское собрание в III классе

О.А. КУРИПКО,
учитель-методист ОКНР г. Донецка (Украина)

Слово учителя

В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. Человек проводит в семье большую часть своего времени. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже сознавая порой их отрицательное влияние, человек не может всю жизнь от них освободиться. А.С. Макаренко писал: «Успех воспитания человека определяется в младшем возрасте до 5 лет. Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким его сделаем к пятому году жизни. Если вы до пяти лет не воспитали как нужно, потом придется перевоспитывать».

Если период раннего детства протекает нормально, ребенок приобретает положительный социальный и нравственный опыт, осваивает новые для него формы поведения: учится общаться, трудиться, любить, сопереживать. Если же социальный и нравственный опыт ребенка носит негативный характер, то на фоне дефицита положительных чувств у него развиваются личностные дефекты: эгоизм, цинизм, жестокость. Возникает, таким образом, необходимость перевоспитания, связанная со многими трудностями для семьи и общества.

В первые годы жизни дети прочно усваивают систему отношений, существующих в семье, воспитываются ли они одним родителем, двумя или бабушкой и дедушкой. Характер этой системы отношений определяют чувства, царящие в семье: добрые в своей основе или злые, гармоничные или индифферентные. Поведение родителей, характер их межличностных отношений создают модель, на основе которой ребенок оценивает роль отца и матери в семейном коллективе. Одновременно у детей формируются такие качества, как мужественность и женственность.

Далее на собрании выступила психолог. Она рассказала об особенностях воспитания единственного ребенка в семье, ответила на вопросы родителей.

Продолжают собрание деловые игры для взрослых. Работа осуществляется в группах. Родителям предлагается разобрать несколько педагогических ситуаций. Например:

Бабушка рассказывает: «Моей внучке семь лет. Когда я начинаю что-нибудь делать, она хочет делать тоже и, конечно, мешает мне: расплескивает воду по полу, обливается. Какой помощник из нее в семь лет? Пусть играет со своими игрушками».

Права ли бабушка?

Наша семья благополучная. Дети учатся хорошо. Но не хватает душевного тепла, общих интересов. Последние годы я билась над проблемами воспитания детей сама. По неопытности делала много ошибок. Муж считает, что все черты характера заложены в генах и ничего исправить нельзя.

Благополучна ли семья, в которой воспитанием детей занимается только один из родителей?

Как-то раз учительница спросила первоклассницу, тихую, задумчивую девочку:

— Чего тебе больше всего хочется?

— Я хочу заболеть.

— Почему? — удивилась учительница.

— Когда я болела, мама сидела возле меня, рассказывала мне сказки, читала книжки. Мне было так хорошо.

О чем говорят слова девочки?

Сегодня день рождения Оли.

— Мама, можно я позову подружек? — просит девочка.

— Ну, причем тут твои подружки, — отзывается мать. — Придут родственники, бабушка приедет. В этот день всегда родные собираются.

Правильно ли поступила мать? Как вы отмечаете день рождения детей?

В конце собрания мы подводим итоги семейных конкурсов и награждаем победителей. Особые слова благодарности получают родители многодетных семей. Им вручают подарки.

Заключительное слово учителя

Уважаемые родители! Наши дети приготовили для вас небольшой подарок. Они нарисовали свои семьи и просят узнать их рисунки. А еще они дарят вам песню «Посадите дерево». (Видеосюжет. 2 мин.)

Сегодня мы говорили о том, какую семью можно назвать счастливой. Многие со мной согласятся, что счастье семьи в детях. Ведь дети — это дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Дети приносят радость и заботу, которые делают любовь между мужем и женой более глубокой, осмысленной, полной. Вспомним замечательные слова В.А. Сухомлинского: «Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети — это не только наше будущее, но и наше настоящее.

Посадите дерево
Сл. С. Осиашвили       Муз. О. Фельцмана

Веселое дерево листьями машет, Веселые дети под деревом пляшут, И мне потому так спокойно на свете, Что есть это дерево, есть эти дети.

Ведь этот мальчишка и эта девчонка — Кровинка моя, колосочек мой тонкий, И дерево это — зеленое пламя — Посажено было моими руками.

Припев:

Воспитайте мальчика,

Воспитайте девочку,

Чтоб на белом свете продолжаться вам.

Посадите дерево,

Маленькое деревце,

И оно потянется к небесам.

Кружится земля, наши годы уходят, И этот порядок извечен в природе… Но мы не исчезнем бесследно, как ветер, Останутся наши деревья и дети.

Пускай они вместе растут и мужают И землю в наследство от нас получают, А чтобы она становилась добрее, Научим детей — пусть сажают деревья.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *