Борьба мотивов. Занятие №5.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК

Развивающие уроки

Занятие №5.

Задачи

Познакомить детей с психологическим механизмом полимотивированного действия и показать разнообразие мотивов.
Содействовать осознанию детьми своих мотивов.
Способствовать развитию у детей рефлексии.

Материалы

Рабочая тетрадь, альбомы для рисования, аудиозапись релаксационной музыки, схема на листе ватмана «Борьба мотивов».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Упражнение «Мое самое сильное желание»

Дети образуют круг комфортного общения.
Психолог. Водящий должен с помощью жестов и мимики изобразить свое самое важное желание. Остальные игроки угадывают, какое желание было задумано. Тот, кто угадает, становится водящим.

2. Настрой на занятие

Проверка домашнего задания

Психолог. Вспомните, сколько желаний загадала героиня сказки «Цветик-семицветик»? А сколько среди этих желаний было направлено на помощь другим людям? Как вы думаете, почему так получилось?
А теперь посмотрите на свой Цветик-семицветик в альбомах для рисования. Есть ли на его лепестках желания, выполнение которых приносит радость или пользу другим людям? Какие это желания? Посчитайте, сколько таких желаний, и на счет «один-два-три» покажите их количество на пальцах правой руки.
Как вы думаете, о каких качествах человека говорят желания, задуманные на пользу другим людям?

3. Работа по теме

Релаксационное упражнение «Исполнение желаний». Выполняется под расслабляющую музыку.
Психолог. А сейчас у вас будет возможность совершить волшебное путешествие под музыку и узнать побольше о своих желаниях. Примите максимально комфортное положение: вы можете положить руки на парту, опустить на них голову.
Слушайте приятную музыку и представляйте приятные картины. Делать это будет удобнее, если закрыты глазки.
Психолог включает музыку.
Психолог. Каждый принял удобное положение. Ничто не мешает получать удовольствие от отдыха под музыку. Глаза закрыты.
Прислушайся к своему дыханию. Ты слышишь свой вдох. Ты слышишь свой выдох. Твое дыхание становится ровным, размеренным, спокойным. Покой и расслабление окутывают теплой пеленой голову, плечи, руки, туловище, ноги. Приятное тепло распространяется волнами по рукам, спине, ногам. Оно делает твое тело легким, парящим, как воздушный шарик, для которого нет ничего невозможного.
Ты летишь легко и свободно и попадаешь в волшебную комнату. Это комната твоих желаний. В ней, как экспонаты за стеклом, расположены семь твоих самых важных желаний.
Присмотрись внимательно к своим желаниям. Выбери только одно — самое значимое. Тебе очень хочется, чтобы оно исполнилось как можно быстрее. Подойди поближе к этому желанию. Подумай, от кого зависит исполнение этого желания и что ты сам можешь сделать?
А теперь как по волшебству твое желание исполнилось. Осуществилось то, чего ты так хотел. Что ты чувствуешь в этой ситуации?
Волшебство, к сожалению, имеет силу только на считанные минуты. Постепенно чары рассеиваются, волшебная комната твоих желаний как будто отодвигается все дальше и дальше, а потом пропадает вообще.
На счет «один-два-три» тебе ничего не помешает открыть глаза и попасть снова в привычный школьный класс.
Один — возникает желание подвигать руками и ногами, дыхание немного учащается.
Два — лицо становится подвижным и хочется повернуть голову.
Три — открываются глаза, двигаются руки, ноги, голова.

Анализ упражнения. Психолог задает следующие вопросы.

Опишите, как именно вы почувствовали, что желание исполнилось?
Что вы делали с исполненным желанием? Можно ли было что-то с ним делать?
Что каждый из вас может сделать, чтобы приблизить исполнение своего желания?

Беседа «Что такое мотивы?»

Психолог. Чтобы исполнилось любое твое желание, в твоем Внутреннем Мире должны произойти важные события. Сначала появляется потребность, нужда в чем-либо. Потом эта же потребность вызывает разные мотивы, которые определяют, что надо сделать, чтобы потребность была удовлетворена.
Например, в твоем Внутреннем Мире возникает потребность поиграть. Она вызывает разные мотивы — мотив Поиграйка (немедленно пойти поиграть), мотив Послушайка (сначала сделать уроки, а потом уже играть), мотив Помогайка (помочь маме в домашних делах, а уже потом поиграть). Эти мотивы борются между собой и побеждает только один — самый сильный и значимый.
Подумай, какой мотив сможет победить, если у тебя возникнет потребность поиграть? Посмотри на схему «Борьба мотивов» — она поможет тебе ответить на этот вопрос.

Потребность поиграть >Мотив Поиграйка
>Мотив Послушайка
>Мотив Помогайка
побеждает только один мотив

4. Время книги

Чтение отрывка из книги И.В. Вачкова «Психология для малышей» (см. приложение).
Психолог. На предыдущем уроке из книги «Психология для малышей» мы узнали о приключениях Юли и ее спутников. Скажите, какую сказку собирался рассказать Юле ее папа? Правильно, «Сказку о борьбе мотивов».
Сейчас вы послушаете эту сказку и нарисуете, какие мотивы боролись друг с другом.
Психолог читает «Сказку о борьбе мотивов», а дети рисуют к ней иллюстрации.
Психолог. На следующем уроке вы узнаете, что же произошло дальше. А сейчас покажите друг другу свои рисунки. Посмотрите на них и ответьте на вопросы.

Как звали потребность, которая вызвала так много мотивов? (Потребность в еде.)
Какие мотивы вызвала Потребность в еде? (Мотивы Сладкоежка, Неслух и Мотив Совести.)
К какому действию побуждал мотив Сладкоежка? (Съесть шоколадку.)
А мотив Неслух? (Никого не слушаться и все делать по-своему.)
А какое действие хотел запустить мотив Совести? (Не нарушать обещания, данного маме, и не есть шоколадку.)
Как вы думаете, кто победит в борьбе мотивов?

5. Домашнее задание

Сочинить продолжение «Сказки о борьбе мотивов».

ПРИЛОЖЕНИЕ

СКАЗКА О БОРЬБЕ ДВУХ МОТИВОВ

Помнишь, я рассказывал тебе сказку о Волшебниках-Потребностях, которые колдовством создавали разнообразные Эмоции? Так вот у этих Потребностей были сыновья — Мотивы, очень деятельные и активные ребята. Если Волшебницы-Потребности — это, можно сказать, главная ударная сила всякой активности в Королевстве Внутреннего Мира, то Мотивы определяют, что надо выбрать, чтобы Потребности были удовлетворены. Допустим, Потребность в тепле начинает шуметь: мол, человек — властелин Внутреннего Мира — замерзает и его нужно теплее одеть, а Мотив — тут как тут — уже разыскивает меховую куртку и вязаную шапку.
Мотивы отвечают за включение Механизмов Действия. Если мотивы спят, то Деятельность включить некому. Человек во Внешнем Мире бездействует. Но если какой-нибудь из Мотивов набирает силу, то тут уж только держись: Механизм Действия запускается во весь мах, и активность человека во Внешнем Мире становится очень велика. А иногда с Мотивами случаются и такие истории, как, например, эта, которая произошла в Королевстве Внутреннего Мира одной маленькой девочки.
Однажды собрались Волшебницы-Потребности и их сыновья Мотивы, чтобы посоветоваться. Первой встала Потребность в еде. Она сказала:
— Мы узнали, что там, во Внешнем Мире, на острове, который называется Журнальный Столик, лежит очень вкусная шоколадка. Человек должен питаться. Еда необходима ему, чтобы жить. Я считаю, что Мотивы должны немедленно включить Механизмы Действия, чтобы съесть эту шоколадку.
Ее сразу же поддержал толстенький Мотив Сладкоежка:
— Шоколадка очень вкусная и полезная. Я готов прямо сейчас запустить Действие поедания.
— Но ведь мама сказала нашей Хозяйке, что шоколадку можно съесть только после обеда, — начал спорить с ним Мотив Совести (это был очень серьезный и мудрый Мотив). — И наша Хозяйка пообещала это сделать. Надо выполнять свои обещания.
Тут с места вскочил совсем еще маленький, несчастный человечек — Мотив Неслух. Сам он, правда, называл себя Мотивом Самостоятельности. Он думал, что самостоятельность — это никого ни в чем не слушаться и все делать по-своему.
— Подумаешь! — пискливо закричал он. — Мало ли, что мама говорила! У нашей Хозяйки и своя голова есть! Раз хочется съесть шоколадку, — значит, надо съесть — и все тут!
Но Мотив Совести сказал спокойно и уверенно:
— Я не согласен с Мотивами Сладкоежкой и Неслухом! Наша Властительница Внутреннего Мира хочет стать хорошей, доброй, честной девочкой. Она хочет уважать себя. А если она нарушит обещание, разве будет она себя уважать?
Тут все Мотивы разом загалдели, замахали руками.
— Нечего его слушать! — визгливо кричал Мотив Неслух. — Давайте скорее запустим Механизм Действия!
Потребность в еде даже запрыгала на месте от нетерпения. Мотив Сладкоежка махнул рукой и побежал включать Механизм Действия. Но дорогу ему преградил Мотив Совести.
— Ах так! — завопил Мотив Неслух. — Не хочешь нас пускать действовать? Ну мы тебе покажем!

Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог
Учебно-методического
образовательного центра,
г. Видное, Московская область

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *