Духовное воспитание ребенка на занятиях «Культура движения»

С. В. Сухова, детская студия «Ромашка» при Доме культуры
п. Некрасовский Дмитровского района Московской области

 Работая с детьми, часто задумываюсь о той колоссальной ответственности, что лежит на мне.

«Пока ты занимаешься чем бы то ни было сам, это твое личное дело. Как только ты то-же самое начинаешь преподавать — это перестает быть твоим личным делом. Если человек ощущает некую мессианскую ответственность за передачу знания — он может и имеет право обучать. Ты должен быть совершенно уверен в том, что преподаваемое тобой истинно и не приносит вреда людям, что ты знаешь до конца дело, которому учишь. Если не знаешь — лучше никогда этому не учить» — гласят старинные китайские заповеди.

Главным в моей работе считаю воспитание внутренней, духовной культуры ребенка. Знаю ли я до конца это дело, являюсь ли образцом того, что хочу воспитать в детях? Если нет, то имею ли право преподавать это?

Задумываясь над этими вопросами, пришла к такому выводу: хороший учитель не тот, кто лучше всех учит, а тот, кто лучше всех учится. Если начну учиться вместе с детьми, у меня появится моральное право учить.

Предмет «Культура движения» является средством, с помощью которого я нравственно воспитываю себя и помогаю детям почувствовать в себе внутреннюю культуру.

В чем суть этого предмета? Ответ на этот вопрос я искала более десяти лет. За это время освоила такие разные виды работы с детьми, как хореография, ритмика, развивающие игры, элементы гимнастики, знакомство с мировой художественной культурой.

Основное в этой работе — «отточить» каждое движение в танце, правильно выполнять позы, выработать ровную осанку, постановку корпуса и т.д.

Сегодня, оглядываясь назад, вижу, что на начальном этапе не могла понять главного: делая упор на техническую отработку и постановку движений, я упускала основное — смысл, душу танца, то, во имя чего он был создан и танцевался.

Изначально у наших предков был обычай — во время важного события (охота, сражение, проводы, встречи и т.д.) все собирались вместе, танцевали ритуальные танцы, которые были не танцами в нашем понимании, а способом объединения, братства, выражением общей радости, общей молитвой высшим силам.

Поэтому сейчас, отвечая на вопрос, в чем суть предмета, я бы сказала так: через танец, движение объединить свои души, сердца в радости, учиться быть добрыми друг к другу.

Конечно, важен внешний вид детей: ровные спины, красивые руки, четкий рисунок танца, одновременное исполнение движений. Но это не главное. Сегодня идет борьба за душу ребенка, а благодаря занятиям «Культура движения» выстраивается духовный стержень личности.

Как это осуществить? Такие занятия при желании может проводить любой из вас. Они не требуют специальной хореографической подготовки, физической формы. Их с успехом могут проводить как молодые учителя, так и педагоги со стажем.

Игровые двигательные композиции могут быть использованы на самых разных уроках (об этом подробнее речь пойдет дальше).

Через пять минут прозвенит звонок и передо мной предстанет целый класс — около 30 мальчиков и девочек. У меня два пути, идя по которым вместе с детьми мы будем строить занятие.

  1. Буду учить их правильно двигаться, следить за спиной, чтобы она была ровной, добиваться правильности выполнения всех упражнений, порядка и дисциплины на уроке. Буду нацелена на освоение новых движений, нового материала.
  2. На 45 минут мне доверено 30 живых душ. За это время у меня есть возможность осознать самой и помочь им почувствовать родство с окружающим миром, уважать себя и другого, считать себя и других единым целым, делать все для других, как для самого себя. Я буду учиться этому вместе с детьми, а поможет нам в этом движение, двигательно-музыкальные композиции, которыми заполнено наше занятие.

Первые минуты детям необходимо прийти в себя, так как наше занятие обычно ставится последним в расписании. К этому времени ребята приходят усталые, нагруженные своими проблемами, а часто и неприятностями. Поэтому необходимо создать такую обстановку, при которой все отрицательные эмоции будут заменены на положительные.

Звучит легкая, ритмичная музыка. Дети строятся друг за другом при входе в зал. Говорю: «Сегодня я расскажу вам про сороконожку. У нее было много дружных ножек. Если какая-то ножка запиналась, путалась, другие не смеялись над ней, не обзывали ее, но, наоборот, помогали, потому что знали: если поможешь другому, помогут и тебе». Ребята не просто слушают, сейчас им на деле предстоит показать, что они взяли для себя из услышанного.

Продолжаю: «Сороконожка собралась гулять. Я — ее головка, последний человек в линии — ее хвостик, а вы все — дружные ножки». Становлюсь впереди и веду «сороконожку» гулять. Она двигается зигзагами по всему залу, пробегает по скамейкам, через них, в процессе движения поднимается на носочки, идет на пятках, делает подскоки и т.д.

Делается серия движений под музыку, четко сменяющих друг друга. Они рассчитаны на умение ориентироваться в пространстве, выстраиваться в заданную фигуру: круг, два круга, две линии, смена линий и т.д.

Если бы я выбрала первый вариант построения занятия, то сосредоточилась бы на отработке движений, строгих линий построений, делала бы замечания, поправляла.

Но я пошла по второму пути, поэтому смотрю, как ведут себя мои «ножки». Вначале дети нетерпеливы, подгоняют друг друга, заняты только собой, подсмеиваются над теми, у кого не все получается.

Стараюсь быть терпеливой, внимательной, не кричать, а если приходится делать замечание, спокойно показываю, как правильно двигаться.

Музыкально-двигательная композиция «Сороконожка» — замечательный психологический тест. Он помогает мне увидеть, с какими нравственными качествами пришли дети на момент обучения, как через определенное время они меняют отношение друг к другу.

В первом варианте я бы достигла ровных спин, во втором же мы учимся «выравнивать» свои души и сердца.

А занятие идет своим ходом. Выполняем двигательные композиции в заданном построении. Один из примеров:

В лесу, где гуляла сороконожка, бежала маленькая, радостная речка, она всему радовалась (все девочки выстраиваются в линию в левой стороне зала и мелкими движениями ног — как реченька журчит — идут по кругу за ведущей).

А в горах бежала сильная и смелая река (мальчики идут по кругу за ведущим в правой стороне зала).

На равнине обе реки встретились, слились в одну большую реку. Она была сильная, широкая, радостная (дети выводят два круга в одну линию и расходятся опять на два круга — см. рис.).

Духовное воспитание ребенка на занятиях «Культура движения»

Цель этой двигательной композиции не в том, чтобы отработать ровные линии, круги, движения, ориентироваться в пространстве, это — рабочие задачи. Главное, во имя чего выполняется эта композиция, — ощутить внутреннее состояние духа. Радостная речка — это радостное настроение у всех девочек и у меня, нам приятно всем вместе, держась за руки, водить хоровод. В этот момент мы добры друг к другу, уважаем друг друга, нам радостно и хорошо.

Если через пять минут кто-то нарочно или нечаянно толкнет другого, передразнит, у всех нас останется в памяти светлое состояние, когда мы были открыты навстречу друг другу.

Сильная, смелая речка — это особое внутреннее состояние, в которое я постараюсь помочь «войти» всем мальчикам. Для некоторых из них это состояние будет поистине целебным, ведь не секрет, что в классе у каждого своя роль. Есть «ведущие», которые не боятся ничего, но есть и «изгои», которые боятся всего.

Встать в круг плечом к плечу, смело взяться за руки, ощутить братство не на словах, а внутри себя, почувствовать себя так, как чувствовали рыцари за круглым столом короля Артура, где все были равны. Один за всех и все за одного! Это выработка настоящего мужского характера.

Таким образом, делая движения, композиции, мы учимся взаимодействовать друг с другом, начинаем понимать, что можем находиться в хорошем, жизнерадостном состоянии, когда мы добры друг к другу. Если же мы «выходим» из него, тогда всем нам плохо.

Нравственное воспитание предполагает осознание того, что у тебя бывают различные эмоциональные состояния, тебе надо учиться управлять ими, уметь ориентироваться в трудных ситуациях, уметь принимать решения. Для этого надо изучить себя. Надо знать всю шкалу эмоций, которые проходят через нас. Условно эта шкала выглядит так:

Духовное воспитание ребенка на занятиях «Культура движения»

Для конкретного человека шкала может быть, например, такой:

Духовное воспитание ребенка на занятиях «Культура движения»

Это путь к самообладанию, эмоциональному равновесию в жизни, которое не позволит совершить безнравственное действие.

Занятие между тем продолжается. Выбирается одна фигура из всех проделанных, которая больше всех понравилась (круг, линия, квадрат и др.). Находясь в ней, будем выполнять ряд движений под музыку для разминки рук, ног, корпуса. Но у всех этих движений есть «секрет»: каждое выполняется в особом внутреннем состоянии.

Например, движение «здравствуйте» выполняется под спокойно льющуюся мелодию. Стоим ровно, руки на поясе. Говорю детям: «Я рада сейчас видеть вас!» При этом под музыку отвожу в сторону правую руку, как бы беря от сердца радость и даря ее детям. Затем возвращаю руку на пояс, при этом как бы принимая их радость в свое сердце. То же делаю в левую сторону, левой рукой. Затем обеими руками одновременно.

Во время этих движений дети чувствуют внутреннее наполнение, в этом смысл движения, и все вместе мы повторяем его уже осознанно, наполняя пространство вокруг себя радостью, добрым отношением друг к другу.

Итак, любое движение имеет свой смысл, свое внутреннее наполнение, содержание. Тогда, проделывая его, ребенок получает радость от движения тела и внутреннюю, душевную радость. В противном же случае остается только физическое движение, которое требует бессмысленного механического выполнения.

Но вернемся к занятию. Итак, мы выполняем ряд музыкальных движений, во время которых ребенок физически разминает стопы, ноги, поясницу, позвоночник, шею, плечи, руки. Но заглянем вовнутрь, что в этот момент происходит в душе маленького человека?

Как уже говорилось, каждое движение несет свой внутренний смысл. Во время его выполнения ребенок меняет свою эмоциональную ориентацию со знака «минус» на знак «плюс». Он испытывает положительные эмоции: интерес к жизни, доброжелательность к окружающим людям, радость движения и т.д. Все это легко читается на открытых детских лицах.

В следующей части занятия мы выполняем музыкально-двигательные композиции. Они помогут ребенку перевоплотиться, почувствовать через движение образ, несущий свою неповторимую жизнь. Здесь большую роль играет познавательный аспект: знакомство с окружающим миром.

Так, например, перед выполнением музыкально-двигательной композиции «Морская звезда» (муз. Дж. Верди, увертюра к опере «Травиата») смотрим большой цветной альбом с иллюстрациями жизни обитателей морей и океанов. Обращаю внимание детей, как красиво изогнута спираль на створках ракушек, как красива форма тела морской звезды, как живут и чем питаются эти удивительные существа.

После этого легче представить себя морской звездой. Плавными движениями опускаемся на пол (это дно моря). Чувствуем себя гибкими, красивыми, легкими существами. С удовольствием «плаваем» — при этом делаем движения, среди которых «корзиночка» (лежим на животе, поднялись на локтях, ноги согнули, достали носками головы), «мостик» и другие упражнения на гибкость. Учителю необязательно доставать ногами до головы, это с удовольствием сделают дети.

В этих движениях ощущаем свое родство с окружающим миром. Все, что находится вокруг меня, связано со мной кровными узами, поэтому я ответствен за все происходящее. Я — не венец природы, а лишь звено в цепи, ответственное за то, что ниже меня, и за то, что выше, ибо при слабом звене может разлететься вся цепь. Все связано со всем, все в ответе за все.

Та же мысль заложена в композиции «Чайки» (муз. Л. Бетховена и звуки морского прибоя). Перед началом показываю слайд композицию или альбом о жизни чаек. Чтобы дети прочувствовали некоторые качества человеческого духа (смелость, силу, красоту) через образ чайки, рассказываю отрывок из повести-притчи Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

На берегу моря живут красивые, гордые птицы. Превращаемся в чаек. Каждая «чайка» находит себе место на полу, где хочет — это ее гнездо. Все садятся в гнезда. Первая чайка начинает полет над морем. Можно летать по всему залу, где хочешь, но красиво, смело. Затем сесть в любое гнездо, а та чайка, которая в нем сидела, улетает.

Начав проводить эту композицию с детьми, увидела, что многие из них просто не умеют пролететь красивой чайкой по залу. Немало и тех, кто ко II—III классу «поставили на себе крест», не верит в свои возможности. Чтобы скрыть свой страх, ребенок начинает баловаться, нарочито громко топает ногами, кривляется. В такие минуты становится стыдно за нас, взрослых. Ведь это мы своими неловкими, неумелыми прикасаниями нанесли вред душе ребенка.

Стараюсь каждому помочь почувствовать, что он — отважная прекрасная чайка. Но пройдет немало времени, пока они поверят в это.

Есть и еще одна часть занятия. Это двигательные композиции с предметами. Задача этих музыкальных композиций — стимулировать новое восприятие, переключение работы нервных центров. Появление предмета, обыгрывание его заставляет ребенка по-новому воспринимать происходящее.

Задействовано все, что имеется в зале, дети выполняют самые невероятные движения на скамейках, через них. В ход идут мячи, шведские стенки, обручи, скакалки и т.д.

Например: ставлю посреди зала одну или несколько гимнастических скамеек и говорю: «Сейчас начинается цирковое представление, будут выступать артисты!»

Сажусь на скамейку и под музыку показываю необычное, интересное движение. К примеру, такое: сесть на скамейку, ноги вытянуть вперед, руками держаться за край. Наклон туловища назад, головой достать до пола. Правая нога, скользя носком по полу, сгибается к колену левой. Вернуться в исходное положение. Опять наклон назад, руками упереться в пол за головой и сделать «мостик» через скамейку. Композиция делается группами по четыре человека, остальные смотрят и аплодируют каждой группе.

Вот тут и начинается главное. Нелегко выступать вчетвером, когда на тебя смотрит весь класс. А смотрит так: при любом неловком движении — смешок, иронические возгласы. Когда «артисты» стоят в «мостике», некоторые мальчики подбегают к ним и кричат: «Упадешь, упадешь!»

Зачем нужен мой «мостик» через скамейку, если, научившись ему, дети унесут в сердце зависть, недоброжелательство к тому, кто делает лучше. Эти «змейки», засевшие внутри, к старшим классам могут вырасти в настоящих «змей», и тогда в классе начинают травить того, кто в чем-то лучше, умнее.

Чтобы лечить болезнь, надо знать ее размеры. Поэтому «мостик» через скамейку мне и детям нужен для выявления этих самых «змеек». Моя задача — поменять отрицательную эмоцию на положительную. Делаю это так: жду момент, когда у кого-то не получается движение, и это вызывает негативную реакцию. Останавливаю ребят и говорю, что цирк — это особое место, где работают смелые люди, которые выполняют смелые трюки на большой высоте, дрессируют диких зверей. Когда один из группы выступает, другие стоят за кулисами и всеми силами поддерживают своего товарища, радуются, когда он все сделал без ошибок, иначе зрители будут считать, что это — плохой артист. И еще: если кто-то из артистов ошибся, он не боится, знает, что за ним его товарищи, которые не дадут в обиду, и он повторяет это движение хоть десять раз, пока не получится.

Дальше добиваюсь того, чтобы мы не на словах, но внутри себя ощутили, как доброжелательно поддерживаем ребят, которые выступают. Упор делается на внутреннее отношение к «артистам». В младших классах ребята доверчивы и искренни, поэтому все очень стараются.

А как многому учусь я! Дети есть дети, и через пять минут некоторые отвлекаются, забывая обо всем. Раньше это вызвало бы у меня раздражение, я считала бы таких ребят «пустыми», «невоспитанными». Но согласившись внутри себя учиться с ними, учусь терпению.

Так, от раза к разу, происходит духовное воспитание детей через занятия «Культура движения». Попытаюсь сделать некоторые обобщения.

Предмет позволяет учителю отойти от стереотипа: доска, мел, указка, слово — как основа подачи материала. Внутренняя установка учителя: вместе с детьми учусь быть внутренне культурным человеком. «Культура движения» является не самоцелью, а средством воспитания духовной культуры ребенка.

Каждое движение имеет внутреннее наполнение, выражает определенное эмоциональное состояние. Учитель и дети целенаправленно учатся видеть в себе различные эмоциональные состояния.

В результате этой работы с помощью музыкального движения воспитываем в себе вполне конкретные качества. Это — желание помочь другому; радость совместного действия; смелость, ощущение себя равным среди других; желание добра тому, кто рядом с тобой; ответственность за то, что делаешь. Учимся различать эти качества в себе, культивировать, выращивать их, как цветок.

Курс «Культура движения» является для меня реальным средством помочь ребенку в решении его внутренних проблем. Приведу несколько конкретных примеров:

Алеша, 8 лет. Очень чувствительный мальчик. Обычно после пятого урока усталый, апатичный. Начинает заниматься без особого желания. Но во время выполнения образных композиций совершенно забывает о своих неприятностях, становится жизнерадостным, бодрым. Домой уходит в хорошем настроении.

Оля учится в III классе. Она страдает излишней полнотой и стесняется при всех делать некоторые движения. Но когда она на удивление гибко сделала «мостик», весь класс был удивлен. Оказывается, девочка упорно тренировалась дома. С гордостью рассказала о своем успехе маме, и мы все вместе порадовались.

В заключение хотелось бы сказать о самом предмете «Культура движения», его особенностях и перспективе.

Сегодня в школе идет процесс синтеза предметов. Что есть синтез? Мы берем ряд компонентов, складываем вместе, осмысливаем их — возникает одно целое, которое имеет совсем другие качества, чем те, которые участвовали в этом синтезе. Для успешного воплощения курса «Культура движения» необходимо, чтобы сам учитель хорошо владел теми средствами, с помощью которых строит свое занятие. Поэтому не случайно сегодня многие придерживаются той точки зрения, что в начальных классах учитель должен быть один: он не только рассказывает у доски, но и может петь, рисовать и даже танцевать новый материал. Это существенно расширяет возможности самого учителя, дает свободу выражения, возможность тем или иным способом «достучаться» до каждого ученика.

Например, урок математики в начальной школе можно представить так: объяснив теорию, учитель разучивает с детьми специально подобранные движения под музыку, с элементами театрализации, которые помогут понять и усвоить многие сложные темы. Таким образом, легко и интересно можно выучить, скажем, таблицу умножения на 3. Для этого разучиваем двигательную композицию «Собачки в цирке»: собачки выступают на арене цирка, они под музыку двигаются тройками, делятся на части, собираются в ряд по три и т.д. Отрабатываются любые варианты техники счета.

Сделать музыкально-двигательные композиции можно с любыми арифметическими действиями, и это уже будет другое, нетрадиционное обучение. Новая, необычная форма усвоения материала помогает учиться многим детям.

Через движение можно выучить правила орфографии. Вот как исполняется танец приставки «при»: Катя танцует польку со значением приближения, присоединения, неполноты действия.

— А теперь танец приставки «пре»!

Это совсем просто: надо очень высоко перепрыгивать воображаемое препятствие.

А затем можно провести эксперимент. Посадим за одну парту ребенка, который слушал объяснения учителя и выучил правила написания приставок, и ребенка, который почувствовал внутренний смысл того, что скрыто за этими приставками, почувствовал в движении, внутренним ощущением своего организма. Предложим написать им словарный диктант. Результаты будут интересны.

Двигательные композиции на уроках русского языка и чтения помогут ребенку понять, что если мысль выразить движением — будет танец, а если словами — будет рассказ. Таким образом, движение выступает как составная часть подачи нового материала в разных предметах.

Если рассматривать «Культуру движения» как самостоятельный предмет, то окажется, что он универсально соединяет в себе гимнастику, хореографию, музыку, театр, развивающие игры, мировую художественную культуру на основе движения.

Сегодня еще мало изучено, как специально подобранные и исполненные под музыку движения помогают человеку поверить в свои силы, снять утомление. Движение под музыку естественно выражает наше настроение и представляет собой самые ранние из известных способов самовыражения. Но имеется в виду не просто движение или разучивание танцев в широком понимании. Важно научиться сознательно применять движение как средство пробуждения новой жизненной энергии, исцеления тяжелых внутренних состояний, воспитание духовной культуры. А это возможно тогда, когда движение наполнено определенным состоянием, мыслью.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *