Факультативный курс по химии для учащихся начальных классов. Часть №1.

Т.А. ШЕВЧУК,
Мелитопольский государственный педагогический институт

Формирование личности и ее успешная адаптация в многогранном окружающем мире во многом зависит от разнообразия образовательных услуг, предлагаемых в начальной школе, основная цель которой — общее умственное и социальное развитие ребенка, начиная с 6-летнего возраста. В связи с этим становится заметным стремление включать в начальную школу различные факультативные занятия и факультативные курсы. Слово «факультативный» означает «необязательный». Название подчеркивает отличительную особенность этого вида учебной деятельности, определяемую, прежде всего, принципом элективности (свободного выбора). Такой курс организуется, как правило, за счет школьного компонента. К его разработке и внедрению в жизнь школы обязывают стремительные темпы научно-технического прогресса, достижения в области психологии и педагогики.

Пришло время дать ученикам начальной школы элементарные знания на научном уровне о разнообразии и классификации веществ и материалов из химических соединений, с которыми дети сталкиваются в быту или узнают посредством медиаобразования.

Изучение курса природоведения (III-IV классы) несет детям элементарные знания по дисциплинам естественно-научного цикла о предметах и явлениях природы, знакомит их с реальными проблемами экологии, дефицита сырья, энергии и др. Поэтому на уровне первых серьезных шагов обучения в начальной школе важно не прерывать формирование целостной научной картины мира. Ведь знания человека об окружающей действительности формируют его отношение к природе, к роли человека в создании материальных и духовных ценностей, влияют на его моральные качества, особенно в детском возрасте. Не просто знания о природе, а и проникновение в тайны природы, через которое раскрывается очарование науки, возникает преклонение перед ней.

Между курсом природоведения и курсом химии у учащихся осуществляется формирование элементов локальных картин, соответствующих предмету науки (биологии, физической географии, физики). А вот химию начинают изучать только в VIII классе. В период между начальной школой и VIII классом дети сами пытаются понять и объяснить некоторые факты и явления, потому что у учащихся начальных классов характерным компонентом психики является познавательная потребность. У детей этого возраста наиболее высокий интерес к происходящим вокруг явлениям, к предметам и веществам, которые их окружают. Если ребенок не удовлетворяет свою потребность в учебной деятельности, он пытается восполнить этот пробел просмотром телепередач, фильмов.

Нами было проведено анкетирование учеников II—III классов средней школы, в котором учащимся были предложены такие выражения как: орбит без сахара, рН 5,5, дирол с ксилитом, дирол с карбамидом, чистящий порошок «Комет» и др. Детям предлагалось оценить (от 0 до 5 баллов) уровень понимания предложенных выражений. Наиболее высокий балл поставлен словам: орбит без сахара, чистящий порошок «Комет». Понятия дирол с ксилитом, карбамидом, рН 5,5 оценены невысоким баллом, из-за непонятных слов «ксилит», «карбамид» и выражения «рН 5,5». Из этого следует, что информация, которая поступает, не всегда понятна детям. Поэтому они обращаются за разъяснением к взрослым, но нет уверенности в том, что эти объяснения будут правильными и научно обоснованными. Если эти понятия объяснены неправильно, то дети приобретают опыт, который не соответствует положениям научных знаний. Такое противоречие между знаниями бытового уровня учащихся начальной школы и знаниями, полученными при изучении отдельных разделов химии, указывает на необходимость и целесообразность введения в младших классах проповедческих факультативных курсов по химии, что было отмечено немецкой исследовательницей М. Эхлерт. Цель таких курсов — вооружить детей младшего школьного возраста элементарными знаниями о веществах, окружающих их дома и в школе, среди которых есть полезные, вредные и даже ядовитые.

Рекомендуем другие статьи:

Учитывая все это, кафедрой неорганической химии и методики преподавания химии Мелитопольского пединститута четыре года назад был разработан проект по пропедевтике химических знаний учащихся II-VII классов, под общим названием «Химия вокруг нас», который внедрен в школах № 10 и № 14 г. Мелитополя. Предложенный проект базируется на следующих основах.

1. Знакомство с материальным миром, в частности с миром веществ, для ребенка начинается с его окружения в его собственной комнате, на кухне, в ванной, во дворе и т.д. С этого начинается формирование представлений об окружающем мире, понимание значения деятельности человека в материальном производстве и ценности его труда. Проект имеет несколько курсов: «Вещества на кухне», «Вещества в аптечке», «Вещества в ванной», «Вещества сада и огорода», «Химия и косметика», «Химия автолюбителя» и др. Курсы целесообразно начинать с III класса, когда ребенок уже адаптировался к школьным условиям, и проводить в той последовательности, в которой они перечислены. Курсы состоят из одного или нескольких разделов. В соответствии с интересами учеников, желаниями родителей и условиями химического кабинета к разделам разработаны программы, рассчитанные на 18 ч. (1 урок в неделю). В зависимости от количества учебных недель учитель может сократить «Введение» или какую-либо тему на один час соответственно. Примеры распределения курсов:

  • III      класс. «Вещества на кухне».
  • IV      класс. «Вещества в аптечке», «Вещества в ванной».
  • V        класс. «Бытовая химия».
  • VI      класс. «Химия сада и огорода».
  • VII     класс. «Химия и косметика», «Химия автолюбителя».

2.       Использование межпредметных связей и принципа политехнизма.

3.       Химический эксперимент — основной метод познания веществ.

Цель проекта — ознакомление учащихся с миром веществ, пропаганда химических знаний, развитие интереса к науке химии. Тематика знаний нацелена на формирование представлений о веществах живой и неживой природы, на классификацию веществ на природные и изготовленные человеком. Это достигается проведением лабораторных опытов, домашних практических работ. Дети учатся работать с веществами различного агрегатного состояния, знакомятся с правилами поведения в лаборатории, с техникой безопасности, усваивают меры по оказанию первой медицинской помощи при попадании опасных веществ на кожу, в глаза или дыхательные пути.

Демонстрационный и ученический эксперимент учитель проводит в сочетании с рассказом о веществах, историей их исследования, чтением фрагментов художественной литературы, связанных с химическими явлениями, составлением кроссвордов, ребусов. Химический язык не должен доминировать на занятиях, но целесообразно предложить правильные химические названия наиболее распространенных веществ. Нет необходимости записывать уравнения реакций, но можно дать формулы наиболее распространенных простых и сложных веществ, например, водорода, кислорода, воды. Во время характеристики веществ будет полезным уделить внимание их физиологическому действию на организм человека, влиянию на флору и фауну. Программа построена таким образом, что на первых уроках дети имеют дело только со знакомыми веществами из повседневной жизни: водой, солью, глиной, песком. По мере освоения программы учащиеся выполняют эксперименты с различными веществами.

 Факультативный курс по химии для учащихся начальных классов. Часть №2.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *