Государство в государстве. Экономическая игра для учащихся III класса

И.М. ВЛАСОВ,
учитель средней школы № 15 г. Оленегорска Мурманской области

От автора

Несколько лет назад, работая в III классе, я заметил резкое снижение у ребят интереса к учебе, повышенную утомляемость, разобщенность. Возникла потребность что-то изменить, пусть не содержание учебного материала, но хотя бы пребывание детей в школе.

Так родилась идея — создать игру для всего класса, которая и объединит детей, и поможет им в учебе, общении, труде.

Мною была придумана экономическая игра «Государство в государстве». Вначале появились наметки, но с каждым месяцем игра дополнялась и усложнялась. Детей было не узнать. Утром они торопились в школу, после уроков не хотели уходить домой.

На педагогических чтениях, проходящих у нас в городе, я рассказывал о содержании и ведении игры.

Сейчас решил написать вам и поделиться с коллегами своей выдумкой через ваш журнал.

Надеюсь, что моя игра заинтересует учителей.

С определенными экономическими категориями и понятиями дети встречаются уже в раннем возрасте: покупка-продажа, зарплата родителей, семейный бюджет, поиск хорошего, но дешевого товара, копилка денег и т.д.

Современный рынок, с каждым годом развивающийся в нашей стране, требует нового уровня экономических знаний от детей и взрослых.

Возрождение отечественного бизнеса уже сейчас многие связывают с теми, кто еще сидит за школьной партой. Поэтому нам, педагогам, необходимо вовремя сформировать экономическое мышление у подростков.

В моем классе эта работа состоит из трех блоков:

  • обучение теоретическим основам экономики;
  • введение практических занятий и сюжетно-ролевых игр, связанных с экономикой, содержащих экономические критерии и понятия;
  • формирование экономического мышления «Я должен зарабатывать деньги законным путем, чтобы жить хорошо. Чем больше и лучше я работаю, тем лучше я живу».

Экономическая игра «Государство в государстве» и содержит в себе эти три блока.

Игра преследует цели:

  1. обучающие: овладение детьми рядом базовых экономических понятий, из которых складывается фундамент будущего изучения экономики, знакомство с образованием и устройством простейшей общественной экономической системы;
  2. воспитывающие: воспитание чувства ответственности за свои решения и поступки, дисциплинированность, заинтересованность в учебе и труде, воспитание законопослушности, формирование сплоченного коллектива;
  3. развивающие: развитие познавательного интереса к окружающей жизни, развитие логического мышления, чувства самодисциплины.

Главная цель игры — развитие социального интеллекта (подготовка к будущей самостоятельной жизни через осмысление детьми различных жизненных ситуаций в процессе проведения сюжетно-ролевых игр).

Краткое описание игры

Класс — это маленькое государство, где дети — народ, а учитель — государственная система управления. Как в любом государстве, в нашем есть свои деньги — фертинги

(бумажные и медные), а также иностранная валюта — знаки.

У каждого ученика имеется в наличии некоторая сумма денег, заработанных двумя вариантами:

1-й     вариант: учеба — когда в конце рабочей недели посчитывается сумма отметок за уроки, записывается в дневник на субботний день в следующем виде:

  • оплата — …
  • удержано (штрафы, оплата за аренду, налоги и др.) — …
  • на руки (итого) — …

 

2-й     вариант: за выполнение своих должностных обязанностей. К ним относятся:

  • продажа своих поделок, сделанных на уроках труда;
  • ведение коммерческой деятельности;
  • выигрыши в лотереях и т.д.

В настоящее время игра проводится по второму варианту, то есть с наличием должностей. Вот краткое описание этой игры.

Все население государства делится на две группы: работающие и безработные. Имеются должности с еженедельным окладом (ответственный за дежурство, налоговая полиция, заместитель директора банка, продавец лотерей, главный тренер и др.)

За три замечания (фиксируются в должностном журнале) работник увольняется и становится безработным. Безработные тоже получают еженедельное пособие, но оно значительно меньше зарплаты, поэтому работой дорожат и выполняют ее добросовестно (все приближено к действительности).

Государство в государстве. Экономическая игра для учащихся III класса

В течение недели все работают на своих должностях, занимаются частным бизнесом, то есть делом, приносящим прибыль:

  • выпуск частных газет, журналов (рис. 1);
  • создание и проведение частных лотерей (рис. 2);
  • казино «Рулетка» (на основе заводской игры);
  • пункты проката (ручки, линейки и т.п.);
  • ссуда денег под проценты;
  • перепродажа валюты;
  • создание совместных фирм по интересам, банков (объединение капитала для ведения коммерческой деятельности);
  • выполнение одноразовой различной мелкой работы (по просьбе учителя).

А в классе проводятся общегосударственные мероприятия:

Рекомендуем другие статьи:
  • государственные лотереи;
  • аукционы (продажа чего-либо с молотка);
  • ставки на отличников перед контрольными работами (рис. 3)
Государство в государстве. Экономическая игра для учащихся III класса
  • страховки от отрицательных отметок на неделю (рис. 4);
Государство в государстве. Экономическая игра для учащихся III класса
  • изменение курса иностранной валюты. В классе вывешивается вывеска: «Покупка-продажа». Дети заметили, что выгодно покупать иностранную валюту при ее низком курсе, а продавать государству при высоком;
  • заявления о моральном и материальном ущербах;
  • продажа государством ценных бумаг (заем денег у населения) (рис. 5);
Государство в государстве. Экономическая игра для учащихся III класса
  • игра «Лото» (по правилам этой игры);
  • выдача больничных денег (после болезни и при наличии справки);
  • сбор налогов;
  • проведение теоретических занятий по экономике (вместо отметок — оплата за верный ответ) — 1 ч в неделю;
  • пополнение «Фонда помощи» (частные пожертвования для малоимущих);
  • штрафы за нарушение распорядка, неопрятный внешний вид и т.п.;
  • премии;
  • предоставление кредитов;
  • покупка «Шанса» (ученику дается шанс не выставлять отрицательную отметку в журнал, а исправить ее) (рис. 6). Количество квадратов на билете соответствует количеству шансов. Использованное окошко зачеркивается.
Государство в государстве. Экономическая игра для учащихся III класса

Одновременно с этим ведется разъяснение новых экономических терминов и понятий. Частично это делает учитель, кое-что дети объясняют самостоятельно (аукцион, банк, банкрот, пособие, бизнес, доход, прибыль, ссуда, кредит, конкурент и т.д.).

На уроках математики разбираем и решаем задачи о производительности, стоимости, урожайности, прибыли и т.д. Например:

В результате шалостей детей школьная дверь пришла в негодность. Сколько придется заплатить за новую, если сам предмет стоит …, чтобы его привезти — …, установка —… . Какова будет стоимость новой двери?

В нашем «классном» государстве существуют неписаные законы:

  1. Не приносить для продажи вещи и еду из дома.
  2. Не утаивать от государства накопленную сумму денег. Зарабатывать деньги только законным путем.
  3. Приоритет в игре отдается общепринятым нравственным понятиям (не все можно купить за деньги). Ведь иногда возникают подобные ситуации: мальчик помог девочке и попросил за это деньги. Или: учитель попросил что-то сделать, но последовал вопрос: «А за сколько?» В данном случае проводится воспитательная работа — разъяснение, что есть понятия о дружбе, взаимопомощи, сочувствии и т.д.

Главное для начала игры — иметь определенный набор денег и представление об общих правилах ведения игры. Как только детям попали в руки деньги, игра оживилась. А уж потом происходит ее усложнение, добавление все новых правил (рис. 7).

Государство в государстве. Экономическая игра для учащихся III класса

Ниже приводится анализ игры (с учетом отзывов детей, родителей, собственных наблюдений).

Анализ игры

Игра «Государство в государстве» способствует формированию экономического мышления детей. Это достигается благодаря объяснению в процессе практических упражнений различных экономических терминов и понятий; разъяснению экономической целесообразности, выгодности, перспективы любого предпринимательского дела.

В процессе игры детям предоставляется полная свобода выбора. У них формируются общие представления об образовании и устройстве государственной экономической системы, пополнении государственного бюджета и распределении средств.

В классе выявлена группа детей, которая имеет талант к ведению коммерческой деятельности. У этих ребят на руках находятся достаточно высокие суммы «наших» денег по сравнению с другими учениками. Эти дети уже сейчас показывают умение хорошо ориентироваться в выгодности различных экономических предприятий. С другими учениками проводится разъяснительная работа: почему ты имеешь меньше, чем он. Уже сейчас ведется начальная работа по выбору будущей профессии.

Во время проведения в стране деноминации у нас, в нашем «государстве», тоже была проведена деноминация. Так дети на практике поняли сущность этого понятия.

Воспитательная цель — одна из самых главных в этой игре. Во-первых, большой интерес к учебе и труду, огромное желание идти в школу (вследствие поощрений за хорошую учебу, качественное выполнение своих обязанностей в классе). В ходе игры

воспитывается дисциплинированность и организованность. Во взаимоотношениях между детьми тоже происходят изменения в лучшую сторону.

Воспитывается чувство рациональной траты денег, «деньги даются нелегко, их надо заработать», понимание того, как родители планируют бюджет, «чтобы на все хватило», выясняется, кто и как помогает бедным, как создаются фирмы по интересам. Воспитывается чувство меры в обуздании своих желаний и потребностей, просчет нужности покупки.

Постоянная задача, стоящая перед учеником, — самостоятельное принятие верного решения, чтобы не оказаться банкротом. Развивается логика. Ребенок выстраивает ряд задач, определяет их последовательность и правильность ради хорошего результата.

Дети пробуют себя в дизайнерском деле, создают свои рекламные проспекты, журналы, газеты, лотереи, хорошо развивается навык устного счета.

Это далеко не все цели, которые преследует наша игра. Главное для меня — подготовить ребят к будущей жизни, заполнить их свободное время.

У нас имеются планы на будущее: создание паспорта на каждого гражданина нашего государства с фотографией, пропиской, друзьями и т.д.;

  • увеличение связи игры с учебным материалом (введение элементов игры на уроках);
  • проработка продолжения игры в среднем и старшем звеньях школы;
  • разработка экономической игры между классами начальной школы (создание различных государств, карта «мира», валюта этих стран, президенты, правительства, товарные биржи, посольства и т.д.). Общие черты совместной игры уже имеются.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *