Игра «Вертушка»

Неотъемлемой частью учебного процесса являются учет и контроль знаний. Для этого используют разные формы проверки знаний и умений учащихся. Но чаще всего — это всем известные контрольные работы. А ведь можно проверить знания ребят в непринужденной игровой обстановке, используя дифференцированные задания. Я часто провожу игру, которую мы называем «Вертушкой». Ее можно проводить на уроках практически по всем предметам.

Для проведения этой игры столы в классе составляем по кругу. За каждым столом сидят по четыре ученика. В зависимости от количества столов (как правило, это шесть столов) я подготавливаю наборы карточек, на каждой из которых одно задание, но три варианта его выполнения (разные по степени сложности).

Ребята самостоятельно выбирают тот вариант выполнения задания, который, по их мнению, отвечает их уровню знаний и умений. Выбранный вариант задания отмечают соответствующим цветом и выполняют за определенное время. По истечении времени «столы» по часовой стрелке передают карточки с заданиями и продолжают работу до тех пор, пока на каждом столе не побывает каждое задание.

Когда работа закончена, ребята проверяют каждый свой листок и на полях ставят отметки:
+ — если уверены в том, что задание выполнено верно;
? — если сомневаются или долго думали над выполнением задания;
— — если не знают, как его выполнять.

Такая работа дает учителю ясную картину о каждом ученике. Об уровне его знаний говорит выбор варианта задания, о твердости этих знаний — отметки на полях.

Проверяя работу, я тоже ставлю отметки на полях: + — если верно, — — если неверно.

Получаются разные комбинации отметок, по которым я делаю такие выводы:
+ и + — ученик уверен в своих хороших знаниях;
? и + — ученик знает материал, но не твердо, надо доработать;
? и — — ученик материал не понял, но задумывается, размышляет над ним, ему следует помочь;
— и — — ученик не знает материала; + и — — это самый плохой вариант отметок, когда ученик уверен в своих знаниях, а они неверные. Значит, предстоит кропотливая работа по исправлению недостатков.

Ребятам такой вид работы очень нравится. Таких контрольных они не боятся, а, наоборот, любят, просят и ждут.

Приведу пример проверочной работы по теме «Имя прилагательное». III класс.

Цель работы:
а) проверить знание основных грамматических признаков имени прилагательного;
б) проверить умение точно употреблять прилагательные в речи, безошибочно определять их род, число, падеж, правильно писать падежные и родовые окончания.

Оборудование: шесть наборов карточек с заданиями разной степени сложности. При подготовке к уроку я использовала книгу В.В. Волиной «Веселая грамматика».

Ход урока

I. Организационный момент. Вот звонок нам дал сигнал: поработать час настал.

Так что время не теряем и работать начинаем.

II. Вот мы и закончили изучать имя прилагательное.

Очень занимательное имя прилагательное.

Трудно будет без него, если пропадёт оно.

Но чтобы всё отлично стало, разных признаков немало

Всюду будем замечать, к месту в речи их вставлять,

Их падеж определять и окончания писать.

III. Постановка учебной задачи.
— Итак, сегодня у нас проверочная работа по теме «Имя прилагательное». Чтобы справиться с ней, что вы должны знать?
— Основные грамматические признаки имени прилагательного.
— А что вы должны уметь?
— Правильно находить прилагательные в речи; определять их род, число, падеж и безошибочно писать окончания.

IV. Вот это мы сейчас и проверим. Но для начала проведем грамматическую разминку. С помощью «вееров» вы должны показать падеж словосочетания зелёный лист. Будьте внимательны.

Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный. (И.п.)
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного
листа. (Р.п.)

Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг — к зелёному листу. (Д.п.)
Лапой — хвать зелёный лист, (В.п.)
Дескать, поиграем.
«Не хочу» — парашютист головой
качает…

Ветер вмиг с листом зелёным (Т.п.)
Над землёй взметнулся снова,
Но шалун-листок упал…
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном (П.п.)

V. Теперь приступаем к проверочной работе. Вы выполняете задание, пока звучит музыка. Как только музыка прекращается,
ответственные за каждым столом собирают карточки и передают их ребятам по часовой стрелке.

Задание 1
Спишите предложение. Подчеркните члены предложения и подпишите все части речи.

  1. Синие сумерки легли на поля.
  2. Горный поток нёсся среди гранитных скал.
  3. С наступлением тёплых дней скалы оживают.

Задание 2
Подберите к именам существительным однокоренные имена прилагательные. Запишите их вместе с подходящими по смыслу существительными. Образец: стекло — стеклянная ваза.
1. молоко \ 2. радость \ 3. утро
дерево \ счастье \ прелесть
школа \ вечер \ ненастье.

Задание 3
Запишите словосочетания в единственном числе. Обозначьте род прилагательных.

  1. Последние дни, дальние озёра, пахучие цветы, утренние росы.
  2. Мягкие вагоны, синие моря, летние ночи, скрипучие деревья.
  3. Стальные обручи, шустрые мыши, запасные колёса, умелые врачи.

Задание 4
Спишите предложение. Вставьте пропущенные буквы. Надпишите падеж имен прилагательных.

  1. Среди зелёных дубов краснели лист… дик… винограда.
  2. В ясном небе, в осенн… его холодк… л…тели птицы.
  3. Стоит на деревенск… улиц… изба с кружевн… наличниками, с узорчат… балкончиком, с затейлив… крыльцом.

Задание 5
Спишите, раскрывая скобки. Обозначьте падеж имен прилагательных.

  1. Колхозные луга покрылись (зелёная, свежая трава).
  2. Лучи (летнее солнце) ярко освещают (ближняя сосновая роща).
  3. От (летнее горячее солнце) туристы укрылись под (могучее дерево).

Задание 6
Подберите к именам прилагательных подходящие по смыслу имена существительные. Просклоняйте их и выделите окончания.

  1. Летний, зимняя.
  2. Дальний, осеннее.
  3. Свежее, нижняя.

VI. Самопроверка. Проверьте свои работы полностью и поставьте на полях отметки возле каждого задания.
+ — вы уверены, что задание выполнено верно,
— — не знаете, как его выполнять,
? — если сомневаетесь в правильности выполнения.

VII. Дополнительные задания.
1. Исправляй — дополняй:
Р?жая, хитрая … . К?сой, трусливый … . Б?льшой к?с?лапый … .
2. В (сказочный) лесу, у (молодой) жеребёнка, над (скалистый) берегом, по (голубое) озеру, о (древний) городе, на (чёрное) небе.
3. Назовите орфограмму.
Через поле и лесок Под…ётся г…лосок, Он б…жит по пр…водам — Скажешь здесь, а слышно там.
По Полотняной стране, По реке-простыне Плывёт парохо… То наза…, то вперё… . А за ним такая гла…ь, Что и зыби не видать.

VIII. Подведение итогов урока.
Л.В. ЛАЗАРЕВА,
Волгоградская область, п. Октябрьский

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *