Как быть внимательным? Занятие №8.

Психологическая азбука для первоклассников.

Развивающие уроки.

Занятие №8. Как быть внимательным?

Задачи. Развить концентрацию, устойчивость, распределе­ние и переключение внимания, умение замечать свои ошибки. Осознать значимость внимательности в жизни.

Материалы. Альбомы и фломастеры, бланки «Корректур­ная проба» (Приведенные ниже бланки «Девочки» и «Поросята» взяты из книги Овчаровой Р. В. Практическая психология в на­чальной школе. М., 1996), запись релаксационной музыки, магни­тофон.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Дети рассаживаются по местам в соответствии с указан­ными на бланках «Корректурной пробы» фамилиями.

2. Настрой на занятие.

Проверка домашнего задания в форме выставки рисунков к сказке про внимательного Иванушку и конкурса «Самый внима­тельный».

Психолог. Дома вы рисовали один эпизод из сказки, кото­рую слушали на предыдущем занятии. Откройте альбомы и пока­жите всем свой рисунок, положив его на парту так, чтобы было удобно его рассмотреть.

Сейчас вы по очереди рассмотрите чужие рисунки, замечай­те, что и как на них нарисовано, чтобы правильно ответить на воп­росы по рисункам. Готовы? Теперь проведем конкурс на самого внимательного ученика.

За каждый правильный ответ на мой вопрос вы получите зна­чок. Закрыли альбомы. Итак, кто у нас самый внимательный?

  1. Как называлась сказка?
  2. Было ли изображено на рисунках, как Иванушка с братья­ми впервые увидели заколдованного зайца?
  3. Сколько было таких рисунков?
  4. Какого цвета на этих рисунках были глаза у зайца?
  5. Был ли среди рисунков такой, где брат Иванушки Петр отвлекается на танцы и песни девушек?
  6. Был ли среди рисунков такой, где брат Иванушки Васи­лий грозы испугался?
  7. Сколько было рисунков, где Иванушка заметил Аленуш- кину ленточку, у крыльца Бабы Яги оброненную?
  8. Какого цвета была эта ленточка на рисунках?
  9. Встретился ли вам рисунок, на котором Иванушка в из­бушке ищет сестру Аленушку?
  10. Видно ли было по рисункам, как находит ее Иванушка?
  11. Видели ли вы на рисунках эпизод, где Баба Яга улетела в ступе без метлы?
  12. Почему она метлу с собой не взяла?
  13. Сколько раз на рисунках изображена Баба Яга?
  14. Сколько раз на рисунках изображена Аленушка?
  15. Какие еще эпизоды, ситуации из сказки были нарисованы?

Психолог берет самый содержательный и выразительный рисунок, показывает его детям, потом прячет его и задает де­тям вопросы по рисунку.

Психолог. Сейчас мы проверим вашу внимательность. Вни­мательно посмотрите на этот рисунок, заметьте в нем все и приго­товьтесь отвечать на мои вопросы по рисунку.

  1. Кто был изображен на нем? Назовите их имена.
  2. Какой эпизод из сказки нарисован?
  3. Какого цвета было … ?
  4. Сколько было … ?
  5. Почему… ?
  6. Было ли нарисовано … ?

Молодцы!

3. Подготовка к восприятию нового материала.

Заявка темы урока, упражнение «Лучик внимания».

Психолог. На чистом листе в своем альбоме напишите тему нашего урока на сегодня «Как быть внимательным?». На этот воп­рос мы с вами ответим после упражнения под музыку «Лучик вни­мания». Это упражнение проводится по следующим правилам — сидеть молча, не двигаясь, с закрытыми глазами. Слушать музыку и мои слова. Правила понятны? Сели поудобнее.

Включается релаксационная музыка.

Психолог. Рот на замок. Можно положить голову на парту. Каждый сейчас закроет свои глазки, с закрытыми глазками сосре­доточенно будет слушать музыку, не делая никаких движений.

Прислушайся к своему дыханию. Твое дыхание постепенно успокаивается, становится размеренным, ровным. Веки тяжеле­ют. Глаза закрыты, и ты ощущаешь только темноту вокруг. Но вот возникает яркий золотистый лучик света. Этот лучик света — лу­чик твоего внимания. Он потихоньку движется и везде оставляет пятна лучисто-желтого цвета и тепло. Вот лучик побежал по тво­ему телу, ногам, рукам. Он попадает на твою правую руку и пере­мещается от плеча к ладошке. Вместе с ним по руке растекается приятное тепло и расслабление. Теперь твой лучик внимания пе­ребежал на левую руку и движется от плеча к пальцам. Левая рука становится теплой, расслабленной.

А сейчас лучик внимания перескакивает на твой лоб, и ты чувствуешь лучистый свет. И приятное тепло на голове. Тепло лу­чика ласкает лицо. Ты купаешься в тепле и свете. Тебе приятно и спокойно. Лучик внимания свободно перемещается с одного мес­та на другое, бегает там, где ему хочется.

Вот он остановился — это потому, что ты о чем-то подумал. Лучик внимания следит за твоими мыслями, чувствами, освещает их, вот он убегает все дальше и дальше, постепенно угасает, туск­неет. Его почти не видно — осталась только светящаяся точка. Постепенно, не спеша, открой свои глазки. И твой лучик внима­ния уже здесь, в этой комнате — помогает замечать все, что ты видишь, слышишь, чувствуешь. Можно подвигать головой, рука­ми, улыбнуться.

А теперь по очереди расскажите мне, что вы чувствовали и представляли, когда слушали музыку.

Психолог обсуждает с детьми, что они чувствовали, пред­ставляли (лучик света, пятна света, приятное тепло, расслабле­ние, покой).

4. Работа по теме.

Рекомендуем другие статьи:

Беседа-рассказ «Что значит быть внимательным?», зада­ние «Корректурная проба: работа над ошибками» (идея задания и бланки принадлежат Овчаровой Р. В.)

Психолог. Многие из вас чувствовали световой лучик вни­мания. Это значит, вы были внимательными! А что значит быть внимательным, что происходит, когда ты внимателен? А невнима­тельным? Отвечайте, со слов «Быть внимательным — это…» Или «Быть невнимательным — это…»

Психолог выслушивает самостоятельные ответы детей, ин­тересуется их аргументацией. Если они затрудняются сформу­лировать ответ, он задает наводящие вопросы.

  1. Быть внимательным—это быть сосредоточенным на чем- либо или рассеянным?
  2. Быть внимательным—это все пропускать мимо ушей, глаз или все замечать?
  3. Быть внимательным—это быть сильно поглощенным чем- то важным или постоянно отвлекаться на постороннее?
  4. Быть внимательным — это выполнять работу без ошибок или с ошибками?
  5. Быть внимательным — уметь замечать свои ошибки или их пропускать?

Психолог. Сделаем вывод — что же значит быть вниматель­ным? Замечать все вокруг, быть сосредоточенным на нужном деле, не отвлекаться, работать без ошибок. Итак, внимание — состоя­ние сосредоточения на нужном деле.

Откройте свои альбомы и запишите самостоятельно ответ на поставленный там вопрос «Что значит быть внимательным?» Те­перь тут же в альбоме запишем домашнее задание: письменно от­ветить на вопрос «Для чего мне нужна внимательность?»

А теперь, когда вы уже знаете, что значит быть вниматель­ным, проверим, умеете ли вы быть такими.

Инструкция к заданию «Корректурная проба: работа над ошибками». Психолог предварительно проверяет бланки «Кор­ректурная проба» и указывает в них количество допущенных оши­бок, ни в коем случае не исправляя их.

Психолог. Каждый получил свой листок с лицами девочек, с которым он работал на предыдущем занятии. Для того, чтобы сде­лать работу над ошибками, вам потребуется вся ваша вниматель­ность.

Посмотрите в свой листочек, сколько каждый из вас допус­тил ошибок при выполнении задания 3 на предыдущем занятии.

У кого нет ошибок — молодец: он сумел быть сосредоточен­ным.

У кого 1-2 ошибки — не страшно: вы их сейчас найдете и исправите красным цветом.

Слушайте задание: красным цветом еще раз подчеркнуть на своем листе всех девочек с белыми бантиками и черными воло­сами. Подчеркнули? Теперь сосчитайте, сколько их. Напишите по­лучившийся ответ около слов «задание 3». Проверим. Правиль­ный ответ — 24. Найдите у себя ошибки.

Следующее задание — четвертое.

Теперь нужно как можно быстрее и без ошибок зачеркнуть одной чертой (показать как) всех девочек с черными бантиками и белыми волосами. Взяли фломастер или карандаш зеленого цве­та. Начали. Кто раньше закончит — поднимет руку. Теперь сосчи­тайте, сколько зачеркнутых девочек. Напишите получившийся ответ около слов «задание 4». Проверим. Правильный ответ — 20. Исправьте свои ошибки.

Еще раз посмотрите на девочек и скажите, чем они отлича­ются друг от друга, кроме цвета бантиков и волос?

Правильно, губами — одни улыбаются, другие нет.

И, наконец, последнее, самое трудное, пятое задание: нужно сосчитать только тех девочек, у кого и черные банты, и белые волосы, и улыбка. Считаем молча, про себя, ничего не под­черкивая. Сколько получилось никому не говорите, а запишите в самом низу листа около слов «задание 5». Проверим. Правильный ответ —11. Найдите свои ошибки и исправьте их.

Психолог или помогает детям обнаружить свои ошибки, или организует взаимопроверку ошибок в парах, поддерживает рас­строенных детей. Тем, кто справился с заданиями без ошибок или быстро их исправил, психолог может дать аналогичное за­дание «Поросята» (см. приложение 13).

5. Подведение итогов занятия.

Упражнение «Оцени свою работу».

Инструкция к упражнению «Оцени свою работу».

Поднимете в сторону руки те, кто сегодня был самым внимательным. А теперь поднимите обе руки вверх те, кто сегодня был самым внимательным учеником на свете.

Приложение 12

БЛАНК КОРРЕКТУРНОЙ ПРОБЫ

Как быть внимательным? Занятие №8.

Обратная сторона бланка:

Задание 1 ………. Задание 2 ………. Задание 3 ………. Задание 4 ………. Задание 5 ………. Просмотрено ………. знаков. Допущено ………. ошибок.

Приложение 13

Как быть внимательным? Занятие №8.

Обратная сторона бланка:

Задание 1 ………. Задание 2 ………. Задание 3 ………. Задание 4 ………. Задание 5 ………. Просмотрено ………. знаков. Допущено ………. ошибок.

Татьяна Аржакаева, педагог-психолог.
Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, г. Видное Московской области.

Похожие статьи:

  • Мои ощущения. Занятие №5. Психологическая азбука для первоклассников. Развивающие уроки. Занятие №5. Мои ощущения Задачи. Показать роль ощущений в познании окружающего мира; познакомить детей с предметным […]
  • Осуществление преемственности дошкольного и начального образования. (Начало) Р.А. ДАНИЛИНА, директор средней школы № 13 г. Арзамаса, кандидат педагогических наук Современная действительность вызывает необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» […]
  • Загадка психоочистителя. Занятие №8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №8. Задачи Развивать у детей навыки коллективной работы. Помочь осознать значимость для человека внимания, […]
  • Программа “Солнышко”. Приложение. 3-й класс, 12-й урок. О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе Приложение. 3-й КЛАСС, 12-й урок Тема. […]
  • Работа с «Грамматическим лото» Л.Ю. АНТИПИНА, учитель средней школы № 22 г. Северодвинска, Архангельская область Хочу поделиться опытом работы с «Грамматическим лото» (так мы назвали его с ребятами). Цель работы с […]
  • Программа «Солнышко». 1-й класс О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе 1 занятие в неделю. Всего — 30 […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *