Как лучше запоминать?. Занятие №14.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК

Развивающие уроки

Занятие №14.

Задачи

Мотивировать детей на развитие и тренировку своей памяти. Познакомить с некоторыми способами эффективного запоминания и с преимуществами смыслового запоминания. Развить рефлексию собственных переживаний.

Материалы

Рабочие тетради.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Проверка домашнего задания

Психолог. Просмотрите «Дневник эмоций», который вы заполняли в течение недели.
Поднимите руку те, у кого чаще всего в течение недели было хорошее и очень хорошее настроение.
Расскажите, какие события повлияли на ваше настроение?
Поднимите руку те, у кого плохое и очень плохое настроение было в течение недели хотя бы три раза?
Опишите события, которые ухудшают нам настроение.
Скажите, когда мы вспоминаем свои эмоции, то какой вид памяти при этом работает?

2. Работа по теме

Упражнение «Пары слов»

(из методического пособия И.В. Вачкова, А.Х. Поповой «Программа «Психологическая азбука» для второго класса». М., Видное, 1998).
Психолог.
На прошлых занятиях вы запоминали десять не связанных по смыслу слов. Сейчас же вы будете запоминать пары слов, связанных по смыслу. Итак, я называю пары слов, а вы постарайтесь их запомнить.

Месяц—год; стакан—вода; яблоко—сад; школа—учебник; сумка—тяжесть; сон—кровать; дом—квартира; телевизор—фильм; собака—ошейник; волосы—расческа, вечер—ужин, молоко—корова.

А теперь я буду называть только первое слово из пары, а вы должны вспомнить второе слово, связанное с ним по смыслу.
Психолог читает первое слово из каждой пары.
Проверим, правильно ли вы вспомнили слова.
Психолог читает второе слово из каждой пары, а дети подчеркивают то, что сумели запомнить правильно.
Подсчитайте, сколько слов вы правильно запомнили. Когда вам удалось запомнить больше слов — сегодня или на прошлом занятии? Сделайте вывод, какие слова лучше запоминаются — связанные по смыслу или не связанные?

Игра «Испорченный телефон»

Психолог. Сейчас вы по цепочке будете передавать друг друг шепотом ту фразу, которую я скажу. Постарайтесь представлять то, что вам говорят на ушко, тогда удастся запомнить сказанное. Передавать другому игроку нужно ту фразу, которую вы услышали, не прибавляя к ней ничего своего. В этой игре запрещается переспрашивать. Тот, кто нарушает это правило, выбывает из игры.
Психолог шепчет на ухо крайнему ученику какую-либо фразу и следит, чтобы игроки не нарушали правило.
Примерные фразы для передачи по «телефону» (рассчитаны на два занятия):

удивительный подарок; удачный день; глухая старушка; с утра на улице было морозно и солнечно; новогодняя елка сверкает огнями; братья строили из песка замок; девочка и два мальчика играли вечером во дворе; было холодно и сыро, поэтому Наташа надела теплую куртку и взяла свой новый красный зонтик.

Психолог. А теперь крайнее «звено» в нашей цепочке скажет, какая же фраза передавалась по «телефону».
Если фраза была искажена, то опрашиваются все «звенья» телефонной цепочки в обратном порядке и определяется место, где информация была искажена.

Упражнение «Запомни с помощью картинок»

Психолог. В следующем упражнении вы будете запоминать слова с помощью картинок.
(Здесь используются картинки из набора для запоминания, см. занятие 10, «Школьный психолог», № 12, 2001.)
Я читаю слово, а каждый из вас молча подбирает к нему наиболее подходящую картинку. К каждому слову подбирается только одна картинка. Подобранные вами картинки помогут вспомнить все слова без запинки. Внимание! Запоминаем:

Рекомендуем другие статьи:

завтрак, одежка, музыка, стул, транспорт, зоопарк, ткань, ноги, сказка, путешествие.

Готово? А теперь с помощью картинок вспомните и запишите в рабочей тетради прочитанные мною слова. Проверим, насколько хорошо вам удалось запомнить.
Психолог читает слова, а дети подчеркивают те из них, которые им удалось запомнить.

Задание «Волшебные картинки»

(из методического пособия И.В. Вачкова, А.Х. Поповой «Программа «Психологическая азбука» для второго класса». М., Видное, 1998).
Психолог. Сейчас мы научимся запоминать слова, не связанные между собой по смыслу. Для этого можно использовать «волшебные картинки»: это такие картинки, которые вы можете мысленно представить. Итак, секрет состоит в следующем: чтобы запомнить какое-то слово, нужно представить наиболее подходящую для него картинку. А потом эти живые картинки связать друг с другом и составить из них «фильм». Как это делается, я сейчас покажу на примере.
Допустим, мне требуется запомнить в определенном порядке восемь слов: окно, луна, бутерброд, телефон, моряк, подушка, часы, полночь. Запомнить их я смогу с помощью «волшебных картинок». Я закрываю глаза и представляю какую-то картинку на каждое слово и из них составляю «фильм».
У меня получается следующий фильм.

Я вижу луну из окна. Сидя на диване, я жую бутерброд. Вдруг резко зазвонил телефон. Спрашивают какого-то моряка. Ответив на звонок, я кладу голову на подушку. Не могу заснуть и вижу часы, которые показывают полночь.

Теперь, восстанавливая в своей памяти этот фильм, я без труда могу вспомнить все восемь слов. А теперь вы сами попробуйте запомнить уже другие слова, представляя «волшебные картинки» и составляя из них «фильм».
Я медленно буду читать слова, а вы закройте глазки, чтобы легче было представлять картинки: стул, мальчик, шахматы, звонок, подарок, самолет, магазин, уроки, новости, удивление.
Готово? А теперь вы можете нарисовать свой фильм в рабочей тетради. Когда будут готовы рисунки, вы назовете мне слова, которые нужно было запомнить. Расскажите, как вы запоминали эти слова.

Игра «Фотограф»

(идея игры взята из книги Никольской И., Бардиер Г. «Уроки психологии в начальной школе». СПб., 1998)
Психолог.
Мы уже играли с вами в игру «Фотограф» (см. занятие 10, «Школьный психолог», № 12, 2001 г.). В этой игре участвуют трое: фотографируемый, фотограф и наблюдатель. Поэтому вам необходимо разбиться на тройки. Задача фотографа — запомнить, как выглядит фотографируемый (его настроение, цвет глаз и волос, состояние одежды, обуви и др.), то есть как бы сфотографировать человека. А потом фотограф отворачиваются от фотографируемого и выдает описание-фотографию человека, полагаясь на свою память. Наблюдатель проверяет, насколько точная получилась фотография. Скажите, почему у одних фотографов получаются точные описания-фотографии, а у других не совсем точные?

3. Подведение итогов

Психолог задает следующие вопросы.

  • Каким образом лучше всего запоминать?
  • Какая игра, какое упражнение больше всего понравились?
  • Какое упражнение было самым трудным и почему?

4. Домашнее задание

Продолжить заполнение «Дневника эмоций».

Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог
Учебно-методического
образовательного центра,
г. Видное, Московская область

Похожие статьи:

  • Электронное приложение к букварю Урок обучения грамоте Ю.В. КАРАКУРЧИ, Учитель-методист, Некоммерческое партнерство «Телешкола», Москва Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования […]
  • Сказка о профессоре Мышлении. Занятие №17. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №17. Задачи Познакомить детей с содержанием понятия «мышление». Развить умение анализировать, сравнивать, […]
  • Загадка психоочистителя. Занятие №8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №8. Задачи Развивать у детей навыки коллективной работы. Помочь осознать значимость для человека внимания, […]
  • Что такое память?. Занятие №10. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №10. Задачи Содействовать осознанию детьми собственных особенностей памяти. Развивать мнемические способности […]
  • Урок №19. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №19. Задачи Развивать умение думать сообща. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, […]
  • Виды памяти. Занятие №11. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №11. Задачи Содействовать осознанию детьми собственных особенностей памяти. Развивать мнемические способности […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *