Как развивать свой ум: Конкурс знающих и находчивых. Урок №18.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК

Развивающие уроки

Занятие №18.

Задачи

Продолжить знакомство детей с содержанием понятия «мышление». Развивать умение детей анализировать, сравнивать, обобщать. Развивать умение детей думать сообща.

Материалы

Рабочие тетради, набор различных предметов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Психологю Давайте сейчас проверим, как вы выполнили домашнее задание, — проведем конкурс на лучшую загадку. Каждый из вас напишет приготовленную дома загадку на отдельном листочке. Этот листочек нужно подписать. Я соберу ваши листочки и, посмотрев содержание загадок, распределю вас по командам.
Психолог распределяет детей по командам согласно тематике загадок и помогает каждой команде занять отдельное место в классе.

2. Работа по теме

Беседа-опрос по пройденному материалу

Психолог. Каждая команда сейчас придумает для себя интересное название. Оно должно быть связано с понятием «мышление». Сейчас мы выясним, сможете ли вы сообща отвечать на вопросы по пройденному материалу. Я буду задавать каждой команде вопросы по очереди. Если какая-то из команд почему-то не отвечает на вопрос или дает неполный ответ, то на этот же вопрос отвечает следующая команда. За каждый полный и правильный ответ команда получает один балл.
Ребята выполняют задание. Психолог фиксирует на доске полученные каждой командой баллы.
Психолог задает учащимся для обсуждения следующие вопросы.

  • Кто такой профессор Мышление?
    Ответ: Это очень умный герой сказки, который интересуется всем на свете, ищет повсюду знания и складывает их в Сокровищницу Памяти. Он также занимается решением самых сложных задач и проблем.
  • Что значит мыслить?
    Ответ: Это значит думать, соображать, решать сложные задачи, находить выход из любой трудной ситуации.
  • Зачем нужно уметь мыслить?
    Психолог ориентирует детей на аргументированные ответы.
  • Кто является главными помощниками профессора Мышление?
    Ответ: Анализ и Синтез, а также разведчик Восприятие.
  • За что отвечают помощники? Что делает каждый из них?
    Ответ: Разведчик Восприятие отвечает за поиск и сбор информации. Анализ и Синтез отвечают за обработку информации: Анализ помогает разобрать и разложить «по полочкам» полученную информацию, а Синтез, наоборот, собирает воедино разрозненные части информации.
  • Надо ли специально развивать свое мышление, тренировать свой ум, для того чтобы стать умным?

Психолог ориентирует детей на аргументированные ответы.

Конкурс знающих и находчивых

Психолог. Сегодня на уроке мы будем развивать мышление. Вы сможете принять участие в конкурсе знающих и находчивых. Участники каждой команды должны распределить между собой роли — кто-то будет профессором Мышление, кто-то Анализом, кто-то Синтезом, кто-то разведчиком Восприятие. Главное — договориться друг с другом, чтобы одна и та же роль не досталась членам одной команды.
Если дети затрудняются с выбором роли или не могут прийти к согласию при распределении ролей, то психолог сам назначает исполнителей. Те, кто не попал в команды или не захотел состязаться, становятся членами жюри.
Психолог. Капитанами команды будут те, кто выбрал роль профессора Мышление.

Конкурс загадок

Психолог. Первый конкурс посвящен разгадыванию заготовленных вами дома загадок. Участники каждой команды будут искать ответы на загадки, приготовленные для них другой командой. За каждую правильно разгаданную загадку команда получит один балл.
Психолог раздает по две-три загадки каждой команде, предварительно выбрав самые интересные. Полученные каждой командой баллы фиксируются на доске. В заключение психолог называет команду-победительницу на данном этапе.

Конкурс «Знаток свойств предметов»

Психолог. Второй конкурс выявит команду, которая лучше всех разбирается в свойствах предметов. Я буду показывать предмет, а команды по очереди будут называть по одному свойству данного предмета. Повторять названные свойства нельзя. Победит та команда, которая назовет больше всего свойств. За выигрыш по каждому предмету команде будет присвоен один балл.
В качестве предметов могут выступать такие, как вата, коробочка из-под крема, оболочка от киндер-сюрприза, колокольчик и др. Полученные каждой командой баллы фиксируются на доске. В заключение психолог называет команду-победительницу на данном этапе.

Конкурс «Что имеет то же свойство?»

(из методического пособия И.В. Вачкова, А.Х. Поповой «Программа «Психологическая азбука» для 2-го класса». Москва, Видное, 1998)

Психолог. Я буду называть некоторое свойство, которое может быть присуще многим предметам. Каждая команда будет иметь на размышление три минуты. За это время участники должны указать на листочке как можно больше предметов, обладающих этим свойством. По истечении трех минут я соберу листочки и определю, какая из команд назвала больше всех оригинальных предметов. При выявлении победителя я буду учитывать предметы, не указанные в списках других команд. За каждый такой оригинальный предмет команде присваивается один балл.
Полученные каждой командой баллы фиксируются на доске. В заключение психолог называет команду-победительницу на данном этапе.

Конкурс «Говорящая вещь»

Психолог. В последнем конкурсе будут состязаться капитаны команд. Каждый из них должен быстро придумать и рассказать историю от имени какой-нибудь вещи.
Психолог волен подсказать детям подходящие предметы — школьный дневник, классный журнал, мобильный телефон, записная книжка родителей, чайник и т.п. Психолог вместе с жюри оценивает необычность и увлекательность рассказа, глубину перевоплощения.

3. Подведение итогов

Психолог называет либо одну команду-победительницу, набравшую больше всех очков, либо две команды-победительницы, набравшие равное количество очков. Участникам одной из них присваивается звание «знающие», а участникам другой — звание «находчивые».
Команде-аутсайдеру присваивается утешительное звание «неунывающие» или «достойные быть лучшими».

4. Домашнее задание

Психолог. Запишите домашнее задание. Вам нужно разгадать загадки, на каждую из которых может быть несколько правильных ответов.
Первая загадка: «Деревянный, каждая поверхность прямоугольная, внутри пустой. Что это может быть?»
Вторая загадка: «Круглый, красный, в ладони помещается. Что это может быть?»

На каждую загадку нужно дать как можно больше подходящих ответов.
В домашнем задании использованы материалы рабочей тетради для занятий по «Психологической азбуке», автором которой является И.В. Вачков.

Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог
Учебно-методического образовательного центра,
г. Видное, Московская область

 

Похожие статьи:

  • Загадка психоочистителя. Занятие №8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №8. Задачи Развивать у детей навыки коллективной работы. Помочь осознать значимость для человека внимания, […]
  • Учимся обобщать и находить закономерности. Занятие №20. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №20. Задачи Развивать логическое мышление. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, […]
  • Эмоциональная память. Занятие №13. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №13. Задачи Познакомить детей с особенностями эмоциональной памяти. Развить мнемические способности детей. Развить […]
  • Какие мотивы у других? Занятие №7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №7. Задачи Содействовать осознанию детьми собственных мотивов поведения. Научить детей анализировать мотивы […]
  • Что я знаю о памяти. Занятие №16. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №16. Задачи Мотивировать детей на тренировку своей памяти. Закрепить способы эффективного запоминания. Повторить […]
  • Что такое память?. Занятие №10. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №10. Задачи Содействовать осознанию детьми собственных особенностей памяти. Развивать мнемические способности […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *