Какая у меня память? Занятие №12.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК

Развивающие уроки

Занятие №12.

Задачи

Дать возможность детям изучить собственные особенности памяти, осознать ее сильные и слабые стороны. Развивать мнемические способности детей. Закрепить знания детей о видах памяти.

Материалы

Рабочие тетради, схема «Виды памяти» (см. занятие 11), наборы цифр, букв, картинок для каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Игра «Штирлиц» (идея игры взята из книги Никольской И., Бардиер Г. Уроки психологии в начальной школе. СПб., 1998)

В игре принимают участие 5—6 учеников, водящий и Штирлиц. Штирлиц выходит из класса, а водящий придумывает позы для учеников. После этого приглашается Штирлиц, задача которого — в точности запомнить, как расположены ученики и в каких позах. Потом он снова выходит из класса, а водящий меняет позы учеников. Штирлиц возвращается, и он должен указать учеников, которые поменяли позы, и показать, как было.
По итогам игры, проходящей в несколько раундов с разными учениками, водящими и Штирлицами, определяется лучший Штирлиц.

2. Работа по теме

Беседа-опрос по теме «Виды памяти»

Психолог задает детям следующие вопросы.

Скажите, какая память работала у Штирлица в этой игре?
А какие виды памяти вы уже знаете?
(Психолог предлагает детям использовать при ответах схему «Виды памяти» из рабочей тетради.)
Какой вид памяти вы использовали при ответе на последний вопрос? (Ответ: долговременную память.)
Чем отличаются долговременная и кратковременная память?
Чем отличаются зрительная и слуховая память?

Закройте глазки и вспомните прикосновения пушистого и мягкого ковра, а теперь прикосновения легкого и холодного снега к щеке. Откройте глаза. Какая память у вас при этом работала? (Ответ: осязательная.)
А теперь вспомните запах костра… печеной картошки. Как вы думаете, какая память работает в данном случае? Правильно, это обонятельная память, то есть память на запахи. (Психолог просит детей дополнить свою схему «Виды памяти».)
Вспомните вкус соленого огурца… А теперь — сладкого банана. Здесь работает уже ваша вкусовая память. (Психолог просит детей дополнить свою схему «Виды памяти».)
Дома вы думали над тем, что же нужно делать, чтобы не забывалась важная и нужная информация. Что делаете вы и ваши родители для этого?

Задание-испытание «Как я запоминаю?»

Психолог раздает детям конверты с буквами, цифрами, картинками, которые он собрал у них на прошлом занятии.
Психолог. Сейчас вы будете выполнять различные задания в парах. Посчитайтесь на первый-второй. Сначала первые номера будут запоминать, а вторые — им помогать, а потом вы по моей команде поменяетесь ролями. Всего будет три задания.

Первое задание

Первым номерам нужно запомнить те цифры и буквы, которые им покажут вторые номера. Вторые номера втайне от первых номеров подбирают цифры и буквы для запоминания — всего 10 штук. Готово?
Теперь вторые номера выкладывают перед первыми цифры и буквы, а первые внимательно их рассматривают и запоминают. (Проходит 1—2 минуты.) Уберите в сторону цифры и буквы, не смешивая их с остальными.
Первые номера записывают в рабочей тетради то, что они запоминали, под словами «Зрительная память». Готово?
Вторые номера проверяют правильность воспроизведения, вычеркивая лишние цифры и буквы.
Теперь первые и вторые номера меняются ролями — вторые будут запоминать цифры и буквы, а первые будут им помогать.

Второе задание

Первым номерам нужно запомнить не увиденные, а услышанные цифры и буквы. Для этого вторые номера втайне от первых номеров подбирают цифры и буквы для запоминания — всего 10 штук. Готово?
Теперь второй номер произносит на ухо первому подобранные цифры и буквы, а первый их должен как можно лучше запомнить. Первый номер не должен их видеть. Первые номера записывают в рабочей тетради под словами «Слуховая память» те цифры и буквы, которые они запомнили. Готово?
Вторые номера проверяют правильность воспроизведения, вычеркивая лишние цифры и буквы.
Теперь первые и вторые номера меняются ролями — вторые будут запоминать цифры и буквы на слух, а первые будут им помогать.

Третье задание

Первые номера запоминают цифры и буквы через прикосновение. Для этого вторые номера втайне от первых подбирают подходящие для запоминания цифры и буквы. А теперь первые номера закрывают глаза, а вторые понятно «рисуют» пальцем у них на тыльной стороне ладони нужные цифры и буквы. Здесь не нужно спешить.
После того как все знаки будут выведены на ладони, первые номера записывают в рабочей тетради под словами «Осязательная память» те цифры и буквы, которые они запомнили. Готово?
Вторые номера проверяют правильность воспроизведения, вычеркивая лишние цифры и буквы.
Теперь первые и вторые номера меняются ролями — вторые будут запоминать кожей цифры и буквы, а первые будут им помогать.

3. Подведение итогов

Психолог задает следующие вопросы.

Скажите, какие три вида памяти вы только что изучили?
А теперь подсчитайте, сколько знаков вы вспомнили правильно с помощью зрительной памяти, потом слуховой и, наконец, осязательной. В каком из трех заданий у вас были наилучшие результаты?
О чем это говорит?
Какая память у каждого из вас лучше всего развита?

4. Домашнее задание

Дома дети должны попросить родителей выполнить такие же задания на запоминание цифр и букв. Нужно выяснить, какая память у родителей лучше всего развита.

 

Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог
Учебно-методического образовательного центра,
г. Видное, Московская область

Похожие статьи:

  • Виды памяти. Занятие №11. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №11. Задачи Содействовать осознанию детьми собственных особенностей памяти. Развивать мнемические способности […]
  • Я умею запоминать! Занятие №15. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №15. Задачи Продолжить знакомство детей со способами эффективного запоминания. Разить мнемические способности […]
  • Программа “Солнышко”. 4-й класс О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе 1 занятие в 2 недели. Всего — 16 […]
  • Мои впечатления о лете. Занятие №1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №1. Задачи Научить детей выражать свои чувства и впечатления с помощью слов, невербальных и изобразительных […]
  • Загадка психоочистителя. Занятие №8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №8. Задачи Развивать у детей навыки коллективной работы. Помочь осознать значимость для человека внимания, […]
  • Загадка психоочестителя №2. Занятие №9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №9. Задачи Закрепить усвоенный на предыдущем занятии материал. Развивать у детей рефлексивные способности. […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *