Какие мотивы у других? Занятие №7.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК

Развивающие уроки

Занятие №7.

Задачи

Содействовать осознанию детьми собственных мотивов поведения. Научить детей анализировать мотивы поведения других людей.

Материалы

Рабочие тетради, карточки с названиями мотивов (Послушайка, Удовольствия, Помогайка, Хочу, Надо, Неслух, Забота о других, Поиграйка, Совесть, Безразличие, Интерес, Ничего-не-делайка), схема «Борьба мотивов» (см. занятие 5), предмет-заместитель «запретного плода».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Упражнение «Подари желанный подарок» (см. занятие 6)

2. Работа по теме

Задание «Мои выборы. Кому я хочу и кому не хочу подарить подарок» (социометрическая процедура)

Психолог. Представь, что у тебя есть три хороших подарка, которые ты можешь подарить только одноклассникам. Кому бы ты их подарил? Напиши фамилии этих ребят в рабочей тетради под рубрикой «Мои выборы». А теперь подумай и реши, кому из одноклассников ты ни за что не захотел бы подарить подарок. Напиши их фамилии в рабочей тетради.
Проверка домашнего задания
Психолог. Дома каждый из вас записал историю о борьбе своих мотивов. Расскажите, что же у вас получилась за история. При этом вы можете опираться на схему «Борьба мотивов».
Дети рассказывают. Если ребенок по какой-то причине не желает всем поведать свою историю, психолог просит его записать историю в свою рабочую тетрадь. Заставлять детей рассказывать ни в коем случае не следует.

Игра «Говорящие мотивы»

Психолог. У каждого из вас есть карточка с названием мотива, который может побуждать человека к тому или иному действию. Представь, что ты являешься этим мотивом, то есть он вдруг обрел голос. Что этот мотив мог бы сказать, к каким действиям и поступкам он мог бы подтолкнуть? Говорить всем, каким ты являешься мотивом, не нужно, потому что остальные будут угадывать, какой мотив ты представляешь. В конце игры мы определим, какие мотивы были самыми узнаваемыми.

Инсценировка «Кто победит?»

Психолог. Сейчас мы увидим, какие события происходят в Королевстве Внутреннего Мира, когда в ответ на желание ученика получать «пятерки» возникает несколько мотивов, которые подталкивают его к совершенно различным действиям.
Учеником, который очень хочет получать «пятерки», будет… (называется имя исполнителя этой роли). Ты — ученик второго класса (психолог обращается к этому ребенку) и стремишься получать только отметки «отлично». Представь, что на завтра задано много уроков, будет диктант и надо хорошо подготовиться к нему, но в то же время тебе хочется пойти погулять, поиграть с друзьями, просто поваляться в постели, посмотреть телевизор и многое другое, только не хочется учить уроки.
Давайте подумаем (психолог обращается ко всем), какие мотивы поведения могут «уговаривать» ученика поступать так или иначе.
Возможные ответы: Хочу, Поиграйка, Послушайка, Ничего-не-делайка, Надо, Интерес, Совесть.
Роли разных мотивов в сценке будут играть… (психолог называет имена тех детей, которые указали на эти мотивы).
Итак, сейчас каждый мотив станет говорящим и будет уговаривать ученика поступить определенным образом. Ученик должен выслушать все мотивы, а потом выбрать только один, который оказался самым убедительным.
Сценку можно проиграть еще раз, уже с другим составом исполнителей.

Обсуждение инсценировки «Кто победит?»

Психолог задает детям следующие вопросы.

— Какие из представленных мотивов способствовали, помогали ученику осуществить его желание получать пятерки?
— Какие мотивы мешали достижению этого желания?
—  Почему побеждает только один мотив?
— Кто решает, какой из мотивов будет действовать?
— Какое качество характера помогает достигать желаемого? (Ответ: сила воли)

Задание «Запретный плод»

Психолог. Вот это… (психолог берет в руки предмет-заместитель) запретный плод, то есть то, что очень-очень хочется иметь, но нельзя. Это сильное желание, но оно недостижимо. Покажи (психолог обращается только к одному ученику и кладет «запретный плод» на стол), как ты себя поведешь, что ты сделаешь в этой ситуации?
Дети рассказывают о желаниях, находящихся под запретом.
Скажите, какие мотивы в этой ситуации борются? Ответ: мотивы Хочу и Надо. Приведите примеры ситуаций, когда не хочется что-то делать, а надо.

3. Время книги

Чтение отрывка из книги И.В. Вачкова «Психология для малышей» (см. приложение).

Психолог. Хотите узнать, что произошло дальше с Юлей и ее спутниками, попавшими на планету Хухромухр? Тогда слушайте.

4. Домашнее задание

Придумать продолжение истории про Юлю.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОДЗЕМЕЛЬЕ БАРДЕНБУКА

Планету Хухромухр и ее жителей пленникам рассмотреть не удалось. Прямо с трапа звездолета их посадили в большой черный аппарат овальной формы без окон. Внутри только слабо светился низкий потолок. Они почувствовали, что машина поднялась в воздух и через несколько минут опустилась. Открылся люк, пленники выбрались наружу и увидели, что находятся во дворе, окруженном высокой каменной стеной. На темно-синем небе ярко светили два солнца. Не успели пленники вдохнуть свежего воздуха, как равнодушные ко всему охранники велели им следовать за ними. Они подошли к высокому зданию, спустились по крутым лестницам и длинным коридорам. И вот конвоиры остановились, отворили дверь и втолкнули их в низкое, сырое и темное помещение. Пленники без труда догадались, что находятся глубоко под землей. Закрывая дверь, охранник бесстрастно сообщил:
— Завтра Повелитель побеседует с вами. А через три дня вы отправитесь в Психоочиститель.
Через несколько часов Гаф Гафыч, дремавший на полу, вдруг насторожился. Он поднял голову. Уши его встали торчком.
— Мне кажется, кто-то стучит в стену камеры, — сообщил он.
Юля и ее папа прислушались, но не смогли уловить ни звука. И неудивительно — ведь у собак более тонкий слух, чем у людей. Гаф Гафыч осторожно приблизился в стене. Папа последовал за ним. Он приложил ухо к каменной стене.
— Вот здесь, — указал пес на место, откуда доносились звуки.
— Посмотрите, — произнесла Юля. — Вот этот камень, кажется, шатается.
Действительно, один из камней, из которых была сложена стена, держался непрочно. Папа ухватился за его край, и постепенно ему удалось расшатать камень. Камень вывалился из стены, но за ним оказался другой, выбить который папа не сумел. Вдруг они явственно услышали пыхтение за стеной. В щели между камнями появился тонкий металлический стержень. Кто-то с другой стороны стены двигал им туда-обратно, расширяя отверстие. Наконец появилась щель, в которую Юля смогла бы протиснуть свою ладошку.
Из щели раздался громкий шепот:
— Все. Больше я ничего не могу сделать. Кто вы, соседи?
— Мы с папой с планеты Земля, а наш друг Гаф Гафыч — с Собакилии, — ответила Юля. — Нас взял в плен злой Волшебник. А вы кто?
— Земля… Собакилия. Не слыхал, — произнес голос. — Я происхожу из народа бум, а зовут меня Бум-Дирбом, и я тоже, увы, пленник Барденбука. Меня схватили трики сегодня утром.
— А кто такие трики? — спросила Юля.
— Как?! Вы не знаете некогда самого доблестного народа нашей планеты, а теперь самых преданных слуг Барденбука?
— Извините, но мы вообще очень мало знаем о вашей планете, уважаемый Бум-Дирбом, — сказал Гаф Гафыч. — Мы, космолетчики Собакилии, очень редко бываем в этой части Галактики, а на Хухромухре я и мои друзья находимся всего несколько часов. Не могли бы вы объяснить нам, что случилось на вашей планете?
— О-хо-хо! Нашу мирную планету постигло огромное несчастье, — печальным голосом произнес из-за стены невидимый Бум-Дирбом. — Я поведаю вам об этом, жители неведомых мне планет, чтобы вы знали, какая опасность угрожает и вам.

Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог
Учебно-методического
образовательного центра,
г. Видное, Московская область

Похожие статьи:

  • Родительское собрание «День защитника семьи» Д.В. ГУСЕВА, учитель начальных классов, школа № 291, Санкт-Петербург Вернуть в школу утраченные ценности без семьи, без самого народа невозможно. Ю.П. Азаров В процессе […]
  • Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка. Часть №6. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка. Часть №5. А.А. ЛОНШАКОВА, учитель средней школы № 25 г. Северодвинска, Архангельская область А теперь — […]
  • Психология — знакомая незнакомка. Занятие №3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №3. Задачи Способствовать развитию у детей навыков коллективного сотрудничества. Актуализировать имеющиеся у детей […]
  • Мои мотивы. Занятие №6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №6. Задачи Закрепить представления детей о психологическом механизме полимотивированного действия. Содействовать […]
  • Мое внимание. Занятие №7. Психологическая азбука для первоклассников. Развивающие уроки. Занятие №7. Мое внимание. Задачи. Знакомство детей с предметным содержанием поня­тия «внимание»; осознание детьми […]
  • Работа с родителями учащихся, посещающих ГПД Занятие 2 Тема: ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. ВОЗМОЖНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ Цель: ознакомить родителей с конкретными типами воспита­ния, определить возможные причины […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *