Какой у меня характер? Занятие №2.

Психологическая азбука для первоклассников.

Развивающие уроки.

Занятие №2. Какой у меня характер?

Задачи. Мотивирование на осознание собственных черт ха­рактера; поддержка позитивного самоотношения детей при обо­гащении их представления о себе; расширение запаса слов, обо­значения черт характера; актуализация нравственных представле­ний о хороших и плохих чертах характера.

Материалы. Психологические альбомы, цветные каранда­ши, текст стихотворения В. Маяковского, перечень сказочных ге­роев, таблица-памятка «Черты характера», запись динамичной и спокойной музыки (желательно оркестровая фантазия А. Лядова «Волшебное озеро»),

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Дети рассаживаются по местам в алфавитном порядке сво­их фамилий.

2. Настрой на занятие — проверка домашнего задания.

— Дома вы подготовили пословицы о характере. Сейчас по очереди каждый из вас назовёт свою пословицу и объяснит её, то есть расскажет, что она означает.

Психолог наводящими вопросами помогает каждому ребён­ку изложить своё понимание подобранной пословицы.

3. Подготовка к восприятию нового материала.

Прослушивание стихотворения, задание «Хорошие и плохие черты характера».

Ребята, сегодня на занятии мы узнаем, что значит хороший и плохой характер. Поможет нам в этом стихотворение В. Маяковс­кого «Что такое хорошо и что такое плохо» (см. приложение 4), которое вы уже, наверное, знаете.

Задание заключается в том, что при чтении я буду останав­ливаться, а вы вслух должны вставлять нужное слово. После про­слушивания стихотворения будет вопрос по его содержанию.

Психолог при чтении делает паузу там, где содержится нрав­ственная оценка поступков героев. Затем он задаёт вопрос: «Ка­кие черты характера проявляются у героев стихотворения?» Если дети сразу не могут на него ответить, психолог снова зачитывает отрывки из стихотворения.

Инструкция для детей к заданию «Хорошие и плохие чер­ты характера».

— Я буду называть определённую черту характера, а каждый из вас будет показывать мне, хорошая она (большой палец на пра­вой руке поднят вверх) или плохая (большой палец вниз). Итак, жадный.. .(аккуратный, ленивый и т. д.).

Психолог вразброс называет положительные и отрицатель­ные черты характера с опорой на памятку «Черты характера» (см. приложение 1). Если дети дают неправильный ответ, то он на примере конкретных ситуаций из повседневной жизни детей подводит их к правильному ответу.

4. Работа по теме.

Беседа-опрос «Что такое хороший характер? Что такое пло­хой характер?», конкурс «Знатоки черт характера», упражнение «Замри», упражнение «Зеркало», упражнение «Моё отражение в озере», задание «Какой у меня характер: мой психологический портрет».

Психолог. На прошлом занятии мы с вами говорили о харак­тере, слушали «Сказку о Деревьях-Характерах». Подскажите мне:

— Что такое характер?

— Какие черты характера вам известны?

— Про какого человека говорят: «У него плохой характер?» Какие черты входят в плохой характер?

— Про какого человека говорят: «У него хороший характер?» Какие черты характера присутствуют у этого человека?

После ответов детей психолог продолжает занятие.

Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете черты характера. Каждый из вас примет участие в конкурсе «Знатоки черт характера». В нём участвуют команды из трёх человек. Каж­дая тройка по моей команде на отдельном листочке должна напи­сать как можно больше черт характера. На это задание отводится

7 — 8 минут. После этого я соберу листочки и по количеству на­писанных вами черт определю команду-победителя, члены кото­рой будут считаться знатоками черт характера.

Психолог делит группу на команды по три человека, разда­ёт каждой тройке по одному листочку и засекает время. Анализ написанных черт характера и подсчёт их количества психолог делает во время выполнения детьми задания «Какой у меня ха­рактер…»

Инструкция для детей к упражнению «Замри».

См. описание упражнения выше. с. 6.

Инструкция для детей к упражнению «Зеркало».

Упражнение выполняется в парах, где один участник «челове­чек», который совершает различные движения, другой — «зерка­ло», которое в точности повторяет движения «человечка».

Разбейтесь по парам и распределите роли. «Зеркало» и «че­ловечек» становятся друг против друга. По моему хлопку «чело­вечек» делает перед «зеркалом» любое движение. После двух моих хлопков «зеркало» в точности повторяет это движение.

После 2 — 3 повторов движений психолог просит поменяться ролями.

Инструкция для детей к упражнению «Моё отражение в озере».

— Теперь мы отправимся в путешествие на волшебное озе­ро. Это путешествие необычное — под музыку вы мысленно перенесётесь в совсем другое место.

Сядьте поудобнее, голову положите на стол, глазки закройте (психолог включает спокойную музыку). Прислушайтесь к своему дыханию. Оно становится ровным, спокойным, размеренным. Спокойный вдох — спокойный выдох, спокойный вдох — спокой­ный выдох.

Представьте, что вокруг волшебный лес. Яркое, ласковое сол­нце проглядывает через вековые дубы и хрупкие берёзки, строй­ные сосны и пушистые ёлочки. Слышен шелест листьев, пение птиц, чувствуется запах хвои и травы. По голубому небу плывут лёгкие облачка. В гуще леса видна узенькая тропинка. Она при­глашает пройтись по ней и выводит к круглому, как чаша, озеру.

Вода в нём спокойная и совершенно прозрачна. В ней играют сол­нечные зайчики.

Это озеро — волшебное, потому что на его зеркальной по­верхности отражается характер человека, такой, какой он есть на самом деле — со всеми приятными и неприятными чертами.

Далее, пока глаза у детей закрыты, психолог ведёт разговор как бы с каждым индивидуально. Этим и объясняется дальней­шая форма обращения на «ты».

— Посмотри, как в зеркало, в это волшебное озеро и ты уви­дишь в нём себя, свои хорошие и плохие поступки, свои положи­тельные и отрицательные черты. Присмотрись внимательно к сво­ему отражению в волшебном озере, портрет человека с каким ха­рактером ты видишь в нём? Подумай, какой ты по характеру?

Вот подул лёгкий ветерок, зеркальная поверхность озера за­рябила и изображение пропало. Озеро утратило своё волшеб­ство. Та же лесная тропка выводит тебя к солнечной полянке, от­куда и началось это путешествие. Чистый лесной воздух, пение птиц, приятное прикосновение лучей солнца. Сделай глубокий вдох, затем глубокий выдох, опять глубокий вдох, снова выдох. Взгляни ещё раз на лес, прощаясь с ним.

Когда стихнет музыка, каждый из вас перенесётся снова в наш класс. Теперь откройте глазки, подвигайте головой и плеча­ми, потянитесь, улыбнитесь. Путешествие на волшебное озеро закончилось.

Если во время релаксирующего упражнения некоторые дети открывают глаза, двигаются, отвлекаются, психолог жестами или прикосновениями просит их закрыть глаза и не мешать другим или предлагает нарисовать то, что они представляют под музыку.

Инструкция для детей к заданию «Какой у меня харак­тер: мой психологический портрет».

В волшебном озере отражался ваш характер — такой, какой он есть на самом деле. Сейчас вы опишете его. Откройте свои психологические альбомы и сверху чистого листа напишите: «Ка­кой у меня характер?» (Эти слова должны быть написаны на дос­ке). А теперь разделите чистое поле листа одной чертой пополам. В левой половинке чёрным карандашом напишите знак «-», а в правой красным карандашом — знак «+». В правой части каждый пишет свои положительные черты характера, которые нравятся ему в себе, за которые можно хвалить; в левой — отрицательные черты характера, которые ему не нравятся в себе, за которые мож­но ругать.

Психолог подходит к каждому ребёнку и обсуждает, если он желает, то, что он написал, отвечает на его вопросы.

А теперь домашнее задание. Нарисуйте сказочного героя, на которого вы похожи по характеру.

5. Подведение итогов.

Игра «Ия…» (второй вариант).

Инструкция для детей к игре « И я…».

Я буду называть сказочного героя. Если ты похож на него по характеру, то на счёт «три-четыре» нужно сказать «И я». По­нятно? Тогда начинаем. Я — Царевна-Несмеяна. Три-четыре…

Материал для реплик психолог берёт из перечня сказочных героев, см. приложение 2.

Татьяна Аржакаева, педагог-психолог.
Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, г. Видное Московской области.

Похожие статьи:

  • ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ […]
  • Мои желания. Занятие №4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №4. Задачи Ввести понятия желаний и потребностей. Содействовать осознанию детьми своих желаний. Способствовать […]
  • Программа “Солнышко”. 4-й класс О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе 1 занятие в 2 недели. Всего — 16 […]
  • Какой я? Занятие №2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №2. Задачи Помочь детям осознать качества своего характера и личностные изменения, произошедшие с ними за […]
  • Психология — знакомая незнакомка. Занятие №3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №3. Задачи Способствовать развитию у детей навыков коллективного сотрудничества. Актуализировать имеющиеся у детей […]
  • Загадка психоочестителя №2. Занятие №9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №9. Задачи Закрепить усвоенный на предыдущем занятии материал. Развивать у детей рефлексивные способности. […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *