Какой участок больше?

В курсе начального образования предлагается определенный геометрический материал, усвоение которого не представляет особой трудности для учащихся. Но с переходом в среднее звено школы начинаются проблемы с осознанием геометрического смысла задач, что объясняется плохо сформированным пространственным мышлением.

Одних детей следует знакомить с геометрическими задачами на примере жизненных ситуаций, в которых само задание носит реальный смысл: например, определение длины забора вокруг огорода или количество обоев для оклейки стены комнаты. В случае с забором дети наглядно представляют, как он должен охватить контур огорода, в случае с обоями они активно применяют уже имеющийся опыт ремонта квартиры. Для введения понятия площадь можно рассказать следующую историю: «Жил-был фермер (для некоторых детей добавить: «по соседству, несколько лет назад»), который хотел поменяться с соседом своим участком. Оба участка во многом похожи и почти равны. Но все-таки каждый думал, что его участок больше. Как это определить?» Эта история поможет легко поставить ребенка перед проблемой сравнения фигур. А других детей можно легко заинтересовать «теорией». (Рис. 1)

Какой участок больше?

Побудить учащихся к творческой деятельности (именно это и есть фактор развития) можно некоторыми заданиями вида:
1. Вычислить периметр фигуры: (Рис. 2)
2. Найти площадь треугольника: (Рис. 3)

Подсказка учителя только после самостоятельных попыток учащихся: дочертить до прямоугольника.
3. Вырезать из бумаги и вычислить площадь: (Рис. 4, 5)

Дети скорее всего предложат палетки для определения площади фигур. Но после
подсказки учителя (показывает ножницы) учащиеся уловят суть предложенной задачи: решение возможно посредством осмысленного изменения фигуры (А). Но есть и такие фигуры, к которым не применить этот прием (В). Для этих фигур инструментом измерения остается палетка. А детям предоставляется возможность самостоятельно разобраться, в чем тут дело.

МИ. ШАМАНОВА,
г. Черкесск

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *