Какой характер у других? Занятие №3.

Психологическая азбука для первоклассников.

Развивающие уроки.

Занятие №3. Какой характер у других?

Задачи. Осознание детьми особенного характера на основе оценки своих поступков; поддержка позитивного самоотношения детей при обогащении их представлений о себе; развитие эксп­рессивных способностей детей.

Материалы. Психологические альбомы и индивидуальные карточки для детей, перечень сказочных героев.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Дети рассаживаются по местам в алфавитном порядке имён сказочных героев, на которых они похожи по характеру (или в соответствии с разложенными на столах индивидуальными кар­точками).

2. Настрой на занятие — проверка домашнего задания.

Ребята, дома вы нарисовали сказочного героя, похожего на вас по характеру. Напишите на своём рисунке его имя. А теперь напишите здесь же на рисунке черты характера, свойственные это­му герою, опишите, какой он по характеру.

Психолог просматривает альбомы детей с рисунками, помо­гает им сформулировать черты характера. В том случае если ребё­нок идентифицирует себя с отрицательным сказочным героем, пси­холог ориентирует ребёнка на поиску себя позитивных черт.

3. Подготовка к восприятию нового материала.

Задание «У кого такойхарактер?» игра «Сказочныйхудожник».

Инструкция для детей к заданию «У кого такой харак­тер?»

Сейчас я буду называть какую-нибудь черту характера (или называет кто-то из детей), а вам необходимо назвать тех сказоч­ных героев, которым она свойственна. Кто даст больше всех пра­вильных ответов — тот лучший Знаток характеров.

Инструкция для детей к игре « Сказочный художник».

См. описание игры.

Психолог назначает в качестве «сказочных художников» тех, кто не успел ими побывать на занятии «Разные люди — разные характеры».

Дети создают психологические портреты персонажей, исполь­зуя перечень сказочных героев, но уже без опоры на таблицу — памятку «Черты характера». Можно усложнить игру — «художник» загадывает персонажа произвольно, не из имеющегося перечня.

4. Работа по теме.

Беседа-опрос «От поступков — к характеру», игра «Царев­на-Несмеяна», групповое разыгрывание этюдов «Сеня-растеряш- ка», «Молчок», «Капитан».

— Сегодня на занятии вы определяли, какой характер у пер­сонажей сказок. Скажите: что значит иметь хороший характер? А что означает плохой характер?

На что мы опираемся, когда судим о характере человека, ког­да делаем вывод о том, хороший или плохой у него характер?

Ответы детей.

— Правильно, мы опираемся на его действия, поступки, по­ведение. Объясните, как вы понимаете пословицу «Посеешь по­ступок — пожнёшь привычку, посеешь привычку — пожнёшь ха­рактер».

Пословицу психолог предварительно пишет на доске. При об­суждении её смысла психолог подводит детей к мысли о том, что характер человека формируется от поступков к привычкам, а от привычек к чертам характера.

Инструкция для детей к игре «Царевна-Несмеяна».

— Грустной (грустным) Царевной-Несмеяной (Царевичем- Несмеяном) у нас будет… (называется имя ребёнка). Чтобы её (его) развеселить, поднять настроение, надо сказать ей (ему) доб­рые и искренние слова о том, какая она (он) хорошая (хороший).

Например: «Ты такая (такой)…»

Дети по очереди говорят «Царевне»(«Царевичу») о её (его) хороших чертах характера, психолог при затруднениях детей под­сказывает привлекательные черты характера и совсем не допус­кает обсуждения непривлекательных черт.

Инструкция для детей к этюдам «Сеня-растеряшка», «Молчок», «Капитан».

— Сейчас нужно изобразить персонажей с разными чертами характера. Первый персонаж — Сеня-растеряшка. Он на все воп­росы показывает «Я не знаю» — пожимает плечами, разводит руками, смотрит вопросительно.

Я прочитаю стихотворение про него, а вы на каждый мой вопрос реагируете так, как реагировал бы Сеня-растеряшка.

Сеня-растеряшка, где твоя рубашка?
Может, серые коты унесли её в кусты?
Может, заяц приходил?
Может, ёжик утащил?
Может, плюшевый медведь захотел её надеть?
Стал рубашку примерять —
Взял и сунул под кровать.

— А теперь следующий персонаж — Молчок. Молчок пер­вый день в новой школе. Он робеет, ему кажется, что учительница им не довольна, а ребята вот-вот обидят. Поэтому он робко сидит на кончике стула с опущенной головой, положив ладони на колен­ки. Вы внимательно слушаете стихотворение и сразу же изобра­жайте, как ведёт себя Молчок-новичок.

В школу к нам пришёл молчок,
Очень робкий новичок.
Он сначала был несмел,
С нами песенок не пел,
А потом глядим — привык:
Словно зайка — скок да прыг.
До чего же осмелел:
Даже песенку запел.

— Теперь пусть каждый из вас представит себя капитаном — вперёдсмотрящим, который отвечает за корабль и пассажиров. Капитан стоит на мостике корабля. Вокруг тёмное небо, высокие крутые волны, свистит ветер.

Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, сме­лым, уверенным. Он доведёт свой корабль до порта назначения. Встаньте на стул. Осанка гордая, взгляд устремлён вперёд.

Запишите домашнее задание. Напишите черты характера, которые бы хотелось иметь.

5. Подведение итогов.

Задание «Какой характер у других?»

Инструкция для детей.

— Каждый из вас получил индивидуальную карточку со сво­им именем (см. приложение 5). Видите, на ней написано «Нравят­ся» и стоят цифры «1» и «2». Напишите около цифры 1 фамилию одноклассника, который нравится по характеру (это может быть как мальчик, так и девочка), а ниже, на следующей строчке, ука­жите имя сказочного героя, на которого этот одноклассник похож по характеру.

Затем у цифры 2 напишите фамилию другого одноклассни­ка, который тоже нравится по характеру и соответствующей ему персонаж. Выполнив это, переверните карточку, где написано «Не нравятся» и стоят цифры «1» и «2». Заполните эту сторону по ана­логии, только вместо фамилии учеников, которые нравятся по ха­рактеру, напишите тех, которые не нравятся и укажите около них имена сказочных героев, на которых они похожи. Около слов «Я сам» пусть каждый укажет имя сказочного героя, на которого по­хож он сам.

Психолог проверяет правильность заполнения детьми инди­видуальных карточек, собирает их и анализирует.

По результатам анализа составляет социоматрицу. В её кле­точки он вписывает не только данные о позитивном и негативном выборе детей, но и сведения о персонажах, с которыми ассоцииру­ются одноклассники.

По диагонали социоматрицы указываются персонажи, с кото­рыми идентифицируют себя сами выбирающие.

Приложение 4

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО

Крошка сын к отцу пришёл,
и спросила кроха:
— Что такое (пауза) хорошо
и что такое (пауза) плохо?
У меня секретов нет, —
слушайте, детишки,—
папы этого ответ
помещаю в книжке…
— Если бьёт дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого не хочу
даже вставить в книжку.
Этот вот кричит:
— Не трожь
тех, кто меньше ростом!
— Этот мальчик так
(пауза) хорош,
загляденье просто!
Если ты порвал подряд
книжицу и мячик,
то ребята** говорят:
(пауза) плоховатый мальчик.
Если мальчик любит труд,
тычет в книжку пальчик,
про такого пишут тут:
он (пауза) хороший мальчик.
— От вороны карапуз
убежал, заохав,
Мальчик этот просто трус,
Это очень (пауза) плохо,
Этот хоть и сам с вершок,
спорит с грозной птицей,
Храбрый мальчик,
(пауза) хорошо,
в жизни пригодится.
Этот в грязь полез и рад,
что грязна рубаха.
Про такого говорят:
он (пауза) плохой, неряха.
Этот чистит валенки,
моет сам галоши.
Он хотя и маленький,
но вполне (пауза) хороший,
Мальчик радостный пошёл,
«Буду делать (пауза) хорошо
и не буду (пауза) плохо».

В.Маяковский

Примечания.

* Стихотворение дано в сокращении. Выделенные слова произно­сят дети.
** У автора — октябрята.

Приложение 5

ОБРАЗЕЦ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТОЧКИ

Лицевая сторона Оборотная сторона
Нравится:1. Не нравится:1.
2.
2.
Я сам

Татьяна Аржакаева, педагог-психолог.
Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, г. Видное Московской области.

Похожие статьи:

  • Психология — знакомая незнакомка. Занятие №3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №3. Задачи Способствовать развитию у детей навыков коллективного сотрудничества. Актуализировать имеющиеся у детей […]
  • Мои ощущения. Занятие №5. Психологическая азбука для первоклассников. Развивающие уроки. Занятие №5. Мои ощущения Задачи. Показать роль ощущений в познании окружающего мира; познакомить детей с предметным […]
  • Мое внимание. Занятие №7. Психологическая азбука для первоклассников. Развивающие уроки. Занятие №7. Мое внимание. Задачи. Знакомство детей с предметным содержанием поня­тия «внимание»; осознание детьми […]
  • Что такое память?. Занятие №10. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №10. Задачи Содействовать осознанию детьми собственных особенностей памяти. Развивать мнемические способности […]
  • Что я знаю о памяти. Занятие №16. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №16. Задачи Мотивировать детей на тренировку своей памяти. Закрепить способы эффективного запоминания. Повторить […]
  • Какой у меня характер? Занятие №2. Психологическая азбука для первоклассников. Развивающие уроки. Занятие №2. Какой у меня характер? Задачи. Мотивирование на осознание собственных черт ха­рактера; поддержка позитивного […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *