Карта путешествий по народным промыслам

Как помочь воспитанию национальной памяти у наших детей, формированию у них внимания к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому?

Знакомство с народным творчеством убеждает, что русский народ с древнейших времен жил с высокой правдой и красотой в душе. Отдельные элементы народного искусства входят в программу начальных классов. Это помогает ответить на поставленные вопросы лишь частично. К сожалению, учебной программой по изобразительному искусству отведено слишком мало времени на изучение народных художественных промыслов. Каждый урок может дать лишь какую-то часть необходимой информации о народной культуре. А хотелось бы, чтобы у детей сложилась определенная система знаний о народном искусстве.

Для успешного решения этих задач нужны соответствующие условия на уроке. Не секрет, что на практическую часть на уроке ИЗО отводится 30 минут, и лишь 8-10 минут остается на организационную и итоговую часть урока. Из них 5 минут отводится на беседу. При таком подходе работа детей делается малосодержательной. Ведь для того чтобы любить и понимать народную культуру, необходимо глубоко прочувствовать ее истоки и заинтересоваться ею. Поэтому вступительная беседа — своеобразный ключ для настройки души ребенка, мостик к восприятию, к пробуждению подсознательной исторической памяти.

Следовательно, необходимо увеличить количество часов по ИЗО, что стало возможным после принятия школой базисного плана. Добавив к уроку ИЗО факультатив, я назвала его «История изобразительного искусства» и сделала эти занятия парными. Такой подход открыл широкую возможность ознакомить детей с некоторыми явлениями античного искусства, искусства средних веков, эпохи Возрождения и т.д. Но самое главное, это дает возможность подробнее ознакомиться с русским искусством.

Так, например, уроки-знакомства с народными художественными промыслами я решила связать воедино и назвала их уроками-путешествиями. На знакомство с каждым промыслом отвожу два, а иногда и четыре часа. Для наибольшей эффективности и лучшего запоминания нового подготовила пособие к этим урокам — карту путешествий по народным промыслам России. Карта может выполнять несколько функций, и прежде всего это опорные сигналы и контроль знаний. При опросе по пройденному материалу указываю на определенный сюжет и задаю примерно такие вопросы: Что вам известно об этом сюжете? Как называется этот народный промысел и почему? Назовите особенности художественного образа этого изделия. Что вы знаете о технике выполнения или приемах росписи данного сюжета? И т.д.

И с каждым новым знакомством «белые пятна» на нашей карте заполняются новыми сюжетами (см. рисунки на обложке).

Большое значение для закрепления знаний, умений и навыков, приобретенных на уроках ИЗО, имеет итог урока. Эффективна и очень нравится детям выставка их работ в конце урока. Мы назвали ее ярмаркой.

На этом этапе анализируем работы, отбираем лучшие (покупаем), пытаемся находить и исправлять допущенные ошибки. Лучшей работой заполняем «белое пятно» на карте народных промыслов.

Я.Б. ТКАЧЕВА,
учитель, Ростовская обл., Неклиновский район, с. Лакедемоновка

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *