Маленький мастер. Азбука труда для шестилетних первоклассников. Часть №1.

Т.М. ГЕРОНИМУС,
доцент кафедры методики начального обучения МГПУ

Уроки труда (их теперь чаще называют «уроки технологии») существенно облегчают первоклассникам процесс вхождения в учебную деятельность, поскольку ее содержание весьма разнообразно. Дети как будто продолжают играть, ведь получающиеся у них изделия — в основном игрушки. Тем не менее, учебная деятельность требует упорядоченных знаний, планомерного развития самостоятельности ребенка. Поэтому учителям часто трудно сохранить баланс между игрой и учебой. Иногда мы видим, как дети на уроке труда делают «что-нибудь», или в основном рисуют, называя это художественным трудом. Другая крайность — бесконечные обсуждения будущей работы, нагромождение теоретических сведений, утомляющих ребенка, убивающих интерес к труду.

Существенную помощь учителю оказывают учебники и рабочие тетради по труду. До настоящего времени учебник «Маленький мастер» был рассчитан на весь курс обучения в начальной школе — от I до IV классов. И альбом (рабочая тетрадь) «Я все умею делать сам» предназначался для I и II классов. Поэтому учителю самому приходилось выбирать материал из учебника и рабочей тетради для своего класса. Это было обусловлено тем, что имелось большое количество школ, набирающих в первые классы и шестилетних, и семилетних детей.

Однако наблюдения за использованием названных пособий в школе в течение четырех лет позволили сделать вывод о необходимости разделить содержание учебника «Маленький мастер» по классам, облегчив, таким образом, работу учителя и упорядочив усвоение информации учащимися.

Итак, новый учебный комплект для первоклассника называется «Я все умею делать сам». Название отражает основную цель данной дисциплины: научить ребенка самостоятельно разбираться в любой деятельности. Это значит овладеть приемами анализа задания, составления плана действий; уметь обнаружить в плане неизвестную операцию, разыскать в учебнике справку о ее выполнении, попытаться самому или с помощью учителя разобраться в предстоящей работе и, главное — от начала до конца сделать ее на хорошем уровне качества.

В комплект входят две книги (рис. 1). Первая — учебник Маленький мастер. В нем последовательно изложены вопросы теории ручной обработки некоторых материалов. Поскольку учащиеся в основной массе еще не умеют читать, содержание учебного материала раскрывается картинками двух разновидностей. Во-первых, это инструктивные рисунки (как положить, как обводить, как резать, как клеить и др.) (рис. 2). И во-вторых, рисунки ситуационные (рис. 3). Это изображения «наших маленьких друзей» — кота, мышонка, барбоса, муравья. Они создают игровую ситуацию на странице: удивляются, спрашивают, сомневаются, помогают, размышляют. Их назначение — создать комфортную антистрессовую обстановку, которую можно назвать словами «ты не один». Иногда среди «маленьких друзей» появляются рисунки человечков. Это как бы отображение ученика в зеркале урока: а что это я сам делаю? (рис. 4).

Рис. №1.
Маленький мастер. Азбука труда для шестилетних первоклассников. Часть №1.

Рис. №2.
Маленький мастер. Азбука труда для шестилетних первоклассников. Часть №1.

Рис. №3.
Маленький мастер. Азбука труда для шестилетних первоклассников. Часть №1.

Рис. №4.
Маленький мастер. Азбука труда для шестилетних первоклассников. Часть №1.

Почти все рисунки дополнены коротенькими текстами, которые читает учитель.

Рассматривая картинки, отвечая на вопросы учителя, дети осваивают суть основных понятий, учатся разбираться в тонкостях деятельности.

Для лучшей ориентировки в учебнике все страницы имеют цвет, соответствующий какой-то учебной четверти. Первая четверть — зеленый цвет, вторая — голубой, третья — желтый и четвертая — фиолетовый.

По отдельным страницам учебника дети под руководством учителя выполняют практическую работу — изготавливают аппликацию, забавную объемную игрушку, исследуют общие и специфические свойства известных материалов, знакомятся с новыми материалами, с правилами выполнения технологических операций. Главная цель при этом — приучить ребенка к алгоритму деятельности: проанализировать конструкцию изделия, спланировать технологию его изготовления, осознанно подготовить рабочее место, выработать ритм практической деятельности, организованно завершить урок.

Несколько страниц посвящено наблюдениям и опытам на уроке (рис. 5).

Рис. №5.
Маленький мастер. Азбука труда для шестилетних первоклассников. Часть №1.

Маленький мастер. Азбука труда для шестилетних первоклассников. Часть №2.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *