Маленький мастер. Азбука труда для шестилетних первоклассников. Часть №2.

Т.М. ГЕРОНИМУС,
доцент кафедры методики начального обучения МГПУ

Маленький мастер. Азбука труда для шестилетних первоклассников. Часть №1.

По мере накопления учащимися информации по приемам обработки материала, учебник дает ссылку на необходимость самостоятельно, без помощи учителя, изготовить изделие.

Для этой цели предназначена вторая книга — рабочая тетрадь с таким же названием, как и весь комплект — Я все умею делать сам. Эта книга — полуфабрикат. Если из нее вынуть скобки и снять обложку (это должны сделать родители), она распадется на отдельные листы, разделенные вертикальными линиями на три створочки. По направляющим линиям каждый лист нужно сложить в гармошку (рис. 6). Одному изделию может быть посвящена карточка из трех, пяти или даже семи створочек. Это аппликации и объемные игрушки из природных материалов, оригами, бумажная обрывная и мозаичная аппликации, ребристые и ажурные бумажные елочные подвески, игрушки, согнутые из полосы и квадрата, игрушки из целой яичной скорлупы, из катушки, бумажные цветы и плетеная салфетка. Таким образом, на уроке ребенок будет работать не по целому альбому, а по отдельной, удобно сложенной карточке.

Рис. №6.
Маленький мастер. Азбука труда для шестилетних первоклассников. Часть №2.

Теперь рассмотрим вкратце методические особенности использования комплекта.

В первый месяц ребенку необходимо адаптироваться к учебной деятельности. Она регламентирована во всем и особенно тяжела для детей, не посещавших детский сад. Поэтому первые уроки по форме будут напоминать игру. Иногда учителю вместе с родителями придется сделать подготовительную работу: например, собрать остающиеся от фруктов и овощей семена, промыть и высушить их, нарезать картон для папочек, в которые дети на экскурсии будут собирать опавшие листья.

На первых уроках дети будут рассматривать картинки в учебнике, отвечать на вопросы, запомнят главные понятия, которыми будут пользоваться на протяжении всех лет обучения. Каждому уроку посвящено разное количество страниц, иногда две, а иногда больше. Так, например, для первого урока, когда дети лишь рассматривают картинки и знакомятся с базовыми понятиями, отведено 8 страниц. На этом уроке дети узнают, что работать будут инструментами, изделия получатся из материалов. Что материалы бывают природные и искусственные, что работают всегда на рабочем месте, разобравшись сначала в том, как вещь устроена. И главное, что на уроках труда мы научимся наблюдать, обсуждать, догадываться, делать выводы, работать руками и получать от всего этого удовольствие. (рис. 7)

Рис. №7.
Маленький мастер. Азбука труда для шестилетних первоклассников. Часть №2.

Среди последующих уроков будет и страничка обучения составлению плана, и страничка обучения творческому поиску, и странички обучения базовым операциям (разным видам разметки, вырезания, складывания, наклеивания и др.).

И вся эта учебная информация, конечно, будет осваиваться детьми на примере изготовления конкретных изделий.

Например, разбираясь с приемами складывания, конструкцией, инструментами, правилами безопасной работы, учащиеся сделают несколько игрушек оригами, в процессе освоения приемов разметки по половинке шаблона симметричных деталей получатся елочные подвески (бабочка, шарик, сердечко, елочка). И так по каждой конкретной операции.

Для обобщения получаемых знаний в каждой четверти появляются странички «Наблюдаем и сравниваем», «Что мы заметили?». От других страниц их отличает символ — мальчик с биноклем (рис. 8).

Рис. №8.
Маленький мастер. Азбука труда для шестилетних первоклассников. Часть №2.

Восьмой урок посвящен ознакомлению со структурой карточек для самостоятельной работы из рабочей тетради «Я все умею делать сам» (рис. 9 (см. 2-ю стр. обл.)). Как только учащиеся освоят одну-две базовые операции, учебник будет отсылать их к какой-то конкретной карточке. Например, учащиеся научились складывать бумагу, вместе с учителем сделали игрушки оригами (кот, пес, мышонок). После этого самостоятельно по карточке они сделают из газеты складную шапку-треуголку, тюрбан и творческую работу по изменению формы одной из шапочек. Исследовав вместе с учителем волокнистое строение бумаги и приемы вырывания руками размеченных деталей, учащиеся по карточке самостоятельно сделают обрывную аппликацию «Лес зимой».

Рис. №9.
Маленький мастер. Азбука труда для шестилетних первоклассников. Часть №2.

Отдельно нужно сказать о приемах изложения учебного материала в учебнике. Никакая информация не дается в готовом виде. Наши «маленькие друзья» постоянно спрашивают друг друга: а почему, зачем, это что такое, как получилось? И сами же в картинках отвечают на эти вопросы. Причем, поскольку дети не умеют читать, им предстоит догадаться о содержании ответа. Текст, который прочтет потом учитель, только словесно оформит результат обсуждения.

Для обучения ребенка приемам поиска информации в учебник введены странички «Справка». Например, рассмотрев несколько красивых ребристых елочных игрушек, разобравшись в конструкции ребристого шарика, дети не могут сразу приступить к его изготовлению. Слишком много нового материала нужно усвоить: что такое симметричные детали, что необычного в форме их шаблонов, как гофрируют заготовку для разметки сразу многих деталей, как их вырезают. Поэтому внизу странички мы увидим текст Загляни

в «справку» и бегущую ворону, показывающую крылом на следующую страничку. А на следующей странице ворона уже держит в клюве табличку «Справка». Поэтому даже не читающий ребенок по одному символу поймет, что дальше будет очень важный материал, в котором нужно детально разобраться. И если в последующих уроках окажется операция, которую не очень хорошо удалось освоить, по такой справке его легко будет восстановить.

Таким образом, в учебнике Маленький мастер поэтапно изложено содержание программного материала о названии, назначении, свойствах используемых материалов, о инструментах и правилах безопасной работы ими, о сути и приемах выполнения разнообразных операций, о приемах анализа конструкции и планирования технологического процесса изготовления изделия. То есть фактически это азбука труда.

Особняком в учебнике стоит самый трудный вопрос теории: производство материалов. Сложнейший технологический процесс изготовления бумаги изложен в виде сказки «приключения Фантика» (рис. 10). Благодаря прекрасным иллюстрациям дети смогут легко осваивать основные этапы превращения древесины в бумагу. В дальнейшем, в III классе изучение будет продолжено на базе учебного кинофильма «На деревообрабатывающем комбинате».

Заканчивается учебник подведением итогов. По страницам 122 и 123 мы повторим базовые понятия предмета, а по страницам 124 и 125 еще раз пройдем по всем терминам, встречавшимся в учебном году.

Как бы ни были хороши новые книжки, у учителя, естественно, могут возникнуть определенные затруднения при их использовании. Поэтому отдельно издано методическое пособие «Уроки технологии в первом классе» (рис. 11), где буквально поурочно разобрана методика использования и учебника, и рабочей тетради к нему.

Успехов Вам, уважаемые коллеги! Мы с благодарностью примем все замечания и пожелания по их усовершенствованию.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *