Мое внимание. Занятие №7.

Психологическая азбука для первоклассников.

Развивающие уроки.

Занятие №7. Мое внимание.

Задачи. Знакомство детей с предметным содержанием поня­тия «внимание»; осознание детьми актуального состояния своего внимания; развитие внимательности.

Материалы. Рабочие тетради, цветные карандаши или раз­ноцветные ручки для детей, бланки корректурной пробы (см. при­ложение 11), секундомер, текст сказки из книги И. В. Вачкова «Пси­хология для малышей» (см. приложение 10).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Дети рассаживаются по местам, раскладывают принад­лежности.

2. Настрой на занятие.

Проверка домашнего задания. Задание «Рисунок Королевства Внутреннего мира».

Психолог. Откройте свои рабочие тетради и покажите сосе­ду по парте рисунки предметов, похожих по форме на круг, треу­гольник и прямоугольник. Поднимите руку те, у кого получились рисунки одних и тех же предметов. Какие же это предметы: похо­жие на круг, треугольник и прямоугольник?

Ответы детей.

Психолог. Из предыдущих занятий мы узнали об ощущени­ях и восприятии, благодаря которым мы познаем, узнаем окружа­ющий мир. Ощущение и восприятие возникают в Королевстве Внутреннего мира каждого из нас благодаря органам чувств. По­мните, на одном из занятий вы рисовали свое неповторимое Коро­левство Внутреннего мира, но тогда вы еще не знали, какие жите­ли его населяют.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Органы чувств — это надежные дозорные, разведчики, несущие службу на границе королевства. Их задача — собирать информацию о том, что происходит за пределами королевства, и передавать ее страж­никам с зеркальными щитами — Ощущениям и Восприятию.

Так, разведчик по имени Ушастик собирает все окружающие звуки и передает их стражнику Слуховые ощущения, разведчик по имени Носатик собирает запахи и передает их стражнику Обо­нятельные ощущения. Есть также разведчики с именами Рукас- тик, Языкастик и Глазастик.

Как вы думаете, какую они собирают информацию и каким стражникам королевства ее передают? Как подсказку, посмотрите в рабочей тетради рисунок «Мои ощущения».

Ответы детей.

Психолог. Правильно, разведчик Рукастик собирает прикос­новения различных предметов и передает их Осязательным ощу­щениям, разведчик Языкастик специализируется на вкусе и пере­дает всю собранную информацию Вкусовым ощущениям, а Гла­застик, в отличие от других разведчиков, узнает о форме, величи­не, цвете предметов и все, что он узнал, передает стражнику Зри­тельные ощущения.

А теперь нарисуйте в рабочих тетрадях тех же жителей Ко­ролевства Внутреннего мира, о которых мы только что говорили, — пять разведчиков и пять стражников-ощущений, а также уже из­вестных вам жителей королевства. С остальными жителями мы познакомимся позже.

Дети выполняют задание. Психолог отвечает на вопросы детей; стимулирует с помощью вопросов рисование у тех, кто не хочет рисовать.

3. Подготовка к восприятию нового материала.

Упражнение «Проверь себя!», заявка темы занятия. На доске написана тема занятия «Мое внимание».

Психолог. Угадайте, как называется тема нашего занятия. Подскажу — это то, что нам нужно, чтобы замечать и быть сосре­доточенным; это то, что вам будет нужно при выполнении упраж­нения «Проверь себя!». Итак, сначала выполним упражнение, а потом угадаем тему занятия.

Внимание! Сейчас у нас в классе будет минута сосредоточе­ния, во время которой нужно быть наблюдательным и постарать­ся все заметить. Итак, минута пошла (психолог засекает время). Все рассмотрели вокруг?

Ответы детей.

Психолог. Теперь закройте глазки и, не открывая их, отве­чайте на мои вопросы. Только честно — глаза не открывать!

— Какого цвета стены в классе? Глаза у вас закрыты!

— Сколько светильников на потолке? Глаза закрыты!

— Какого цвета шторы? Глаза закрыты!

— Что было написано на доске? (Перед этим вопросом пси­холог стирает написанную на доске тему занятия.)

Открыли глазки!

Итак, что я у вас проверяла своими вопросами? Что помога­ло правильно ответить на вопросы? Если угадаете, что это, то и узнаете тему нашего занятия.

Ответы детей.

Психолог. Правильно, это внимание. (Психолог пишет еще раз на доске тему «Мое внимание».) Оно вам понадобится при выполнении следующего задания.

4. Работа по теме.

Задание «Корректурная проба» (см. приложение 11. Бланк корректурной пробы), чтение сказки о внимательном Иванушке (см. приложение 10).

Психолог. Это задание потребует сосредоточенности. Каж­дый из вас получил листочек со своим именем. На листочке изоб­ражены лица девочек. Пока ничего на листочке писать не нужно.

Рассмотрите, чем лица отличаются друг от друга. Верно, они отличаются бантиками и волосами. Представьте себе, что девоч­ки — ученицы из разных классов. Они на перемене выбежали в коридор, «перемешались» друг с другом и теперь после звонка не знают, кому в какой класс идти. Давайте поможем им разобраться в этой путанице. Сначала отделим первоклассниц от второкласс­ниц. В первых классах учатся девочки только с черными бантиками.

Первое задание — сосчитать про себя всех девочек с черными бантиками. Полученное число вслух не говорите, а за­пишите на обратной стороне листа около слов «задание 1».

Психолог смотрит записанные на листочках результаты вы­полнения задания.

— Записали? А теперь проверим, были ли вы внимательны. Итак, сколько у вас получилось девочек из первых классов, то есть девочек с черными бантиками?

Ответы детей.

Психолог. Правильно. Их было 42. Если допущена ошибка в подсчете, то зачеркните одной чертой ваше число и напишите пра­вильный результат.

Теперь мы поможем ученицам 1-го «А» и 1-го «Б» распреде­литься по своим классам. Для этого нужно помнить, что в 1 -м «А» учатся девочки только с черными бантиками и черными волосами.

Второе задание — сосчитать про себя всех девочек с черными бантиками и с черными волосами. Полученный резуль­тат вы должны записать на обратной стороне листа около слов «задание 2».

Психолог просматривает полученные детьми результаты, напоминает задание.

— Проверим, были ли вы внимательны. Правильный резуль­тат: В 1-м «А» — 22 ученицы.

Итак, с вашей помощью мы нашли всех учениц 1-го «А» клас­са. Теперь поможем девочкам 2-ш «А» класса как можно быстрее найти своих одноклассниц. Мы знаем, что во 2-м «А» учатся де­вочки только с белыми бантиками и черными волосами.

Третье задание— как можно быстрее и без ошибок подчеркнуть всех девочек с белыми бантиками и с черными воло­сами. Это задание выполняется на время. Подчеркивать вы начне­те только по моей команде и с самой верхней строчки. Как только я скажу «Стоп», вы прекращаете работу и ставите вертикальную черту там, где остановились. Считать девочек в данном задании не нужно. Задание понятно?

Рекомендуем другие статьи:

Ответы детей.

— Приготовились — начали.

Психолог засекает время и через одну минуту говорит: «Стоп».

— Прекратили работу. На следующем занятии продолжим это задание.

Психолог собирает листочки с выполненными заданиями.

Психолог: Послушайте сказку о том, как внимание помогло Иванушке выручить свою сестрицу из беды. После чтения сказки вы должны ответить на вопросы.

Психолог читает сказку.

5. Подведение итогов.

Беседа по сказке с помощью наводящих вопросов.

Как Иванушка догадался, что заяц — заколдованный?

Что помогло Иванушке найти сестрицу в избушке Бабы Яги?

Как звали сестрицу Иванушки?

Как звали его братьев?

Были ли внимательными братья Иванушки? Объясните, почему?

А Баба Яга, была ли она внимательной? Почему?

Сколько раз внимание помогало Иванушке в трудных ситуа­циях? (Семь раз)

6. Домашнее задание.

Нарисовать понравившийся эпизод из сказки.

Приложение 10

СКАЗКА

Юля попросила:

— Папа, расскажи мне что-нибудь о внимании.

Папа поднял голову от стола, улыбнулся ей и пересел на край Юли- ной кроватки.

— Хорошо. Тебе будет интереснее, если это будет сказка?

— Конечно!

— Ну, тогда слушай. Как обычно сказка начинается?

— В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три брата: старший — Василий, средний — Петр и младший братец — Ива­нушка. И была у них сестрица.

— Аленушка! — радостно воскликнула Юля.

— Пусть будет Аленушка. Отправилась как-то Аленушка в лес по грибы-по ягоды. А злая Баба Яга схватила ее и утащила в свою избуш­ку на курьих ножках, в черную дремучую чащу, в самую глухомань. Ждали Аленушку братья — не дождались и пошли на поиски. Выходят они на полянку и видят: на пеньке заяц сидит. Братья за луки схвати­лись, а Иванушка их останавливает: «Подождите, братцы любезные, посмотрите внимательно — глаза-то у зайца оранжевые. Не простой это заяц, заколдованный. Авось поможет он нашу сестрицу сыскать». Заяц прыг с пенька — ив лес, а братья за ним. Быстро скачет косой, но и братья не лыком шиты — бегать умеют. Но устали они, наконец, и умчался от них заяц.

Отдохнули немного братья, стали следы длинноухого искать. Но не простая оказалась эта задача. «Нет, — говорит старший брат Васи­лий.— Ничего не получается. Не видно заячьих следов!» — «А ты, Вася, внимательно присматривайся, — отвечает Иван. — Тут травка примя­та, здесь веточка у куста обломана, а там и отпечаток на сырой зем­ле— вот они, заячьи следы». Пошли братья вслед за Иванушкой по следам и скоро нашли зайца с оранжевыми глазами. Опять бросились они в погоню. Почувствовала Баба Яга, что кто-то преследует ее вол­шебного зайца, и начала колдовать. Смотрят братья: вместо одного косого из-за куста три зайца выпрыгнули и бросились в разные сторо­ны. «Хитришь — не выйдет! — кричит Иванушка. — За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь, а уж за тремя — и подавно. Один только из них настоящий. Глядите внимательно, братушки! Тот, что на восток побежал, почти весь белый, не наш, тот, что на запад, слишком темный —тоже не тот, а наш-то — вот он, наверное, улепеты­вает!»

И снова устремились братья за зайцем. Видит Баба Яга, не сумела обмануть Иванушку, и снова колдовство затеяла. Бегут братья и слы­шат — дивная песня над лугом разносится. Прекрасные девушки хо­ровод водят. Петр загляделся на их красоту, свернул с пути и к лугу подался. «Не отвлекайся, Петр! — кричит Иванушка. — Смотри за зайцем внимательно». Но не слушает его Петр, к лугу бежит. Добежал, а никаких девушек и нет, растаяли под солнечными лучами — наваж­дение одно. Повернул он назад, а братьев и след простыл. Где же их искать?

А Иванушка со старшим братом тем временем дальше бегут. Вот- вот настигнут зайца с оранжевыми глазами. А Баба Яга опять колдует. Налетела гроза ужасная. Гром загрохотал, молнии засверкали, ливень обрушился на братьев. Василий от каждого удара грома приседает, крестится, больше следит за тем, чтоб в лужу не ступить, а за зайцем и следить-то некогда. «Все внимание — на зайца! — говорит ему Ива­нушка. — Неспроста эта непогода. Отвлечь нас хотят!» Да Василий уже не может за зайцем следить, от дождя прячется. Так и отстал он от Иванушки. Но тот не сдается. Наконец, упал заяц обессиленный, тут его Иванушка и схватил. В ту же минуту очутился он перед избушкой Бабы Яги. Огляделся внимательно вокруг и заметил у крыльца ленточ­ку красную — узнал он Аленушкину ленточку, из косы оброненную. «Ага! — думает Иванушка. — Вот где сестрица моя!»

— Ну-ка, избушка, —скомандовал Иванушка, —поворачивайся к лесу задом, а ко мне передом!

Кряхтя, переваливаясь с боку на бок, повернулась избушка на ку­рьих ножках. Взобрался Иван на крыльцо и зашел в избу. Вскинул лук с каленой стрелой и говорит Бабе Яге:

— А ну, старая ведьма, освобождай мою сестрицу Аленушку, а не то конец тебе настанет!

— Да что ты, голубок, не видела я твоей сестрицы, — отвечает ста­руха.

Оглядел Иван внимательно избу и видит: стоит в углу большой сун­дук, запертый на замок, а из-под крышки кончик платья виднеется. Пошел Иванушка к сундуку, сбил замок, отбросил крышку, и выбралась из сундука сестрица его Аленушка.

Видит Баба Яга: дело ее плохо. Испугалась ведьма, прыгнула в ступу и вылетела в печную трубу. Иванушка с Аленушкой на лужайку перед избушкой выбежали. Здесь их уже Василий с Петром ждут. Смотрят они в небо: летит Баба Яга в ступе, виляет из стороны в сторону, потом зацепилась за верхушку сосны и прямо в колючие кусты свалилась.

— Она метлу с собой не взяла, — сказал Иванушка. — Полетела без рулевого управления. Это все из-за невнимательности.

Приложение 11

БЛАНК КОРРЕКТУРНОЙ ПРОБЫ

Найди и исправь красным цветом допущенные ошибки!

Бланк корректурной пробы

Примечание: Психолог после урока проверят бланки и подсчитывает для каждого ребенка по результатам выполнения третьего задания количество просмотренных знаков и количество пропущенных ошибок, полученные данные записывает в строках «Просмотрено» и «Допущено». Детям на следующем уроке можно сообщить, что те, кто просмотрел без ошибок 10-11 рядов, показал отличный результат, а те, кто просмотрел без ошибок 8-9 рядов, могут гордиться хорошим результатом.

Обратная сторона бланка:

Задание 1 ………….. Задание 2 ………….. Задание 3 ………….. Просмотрено ………….. знаков. Допущено ………….. ошибок.

Татьяна Аржакаева, педагог-психолог.
Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, г. Видное Московской области.

Похожие статьи:

  • Эмоциональная память. Занятие №13. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №13. Задачи Познакомить детей с особенностями эмоциональной памяти. Развить мнемические способности детей. Развить […]
  • Какие мотивы у других? Занятие №7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №7. Задачи Содействовать осознанию детьми собственных мотивов поведения. Научить детей анализировать мотивы […]
  • Какая у меня память? Занятие №12. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №12. Задачи Дать возможность детям изучить собственные особенности памяти, осознать ее сильные и слабые стороны. […]
  • Виды памяти. Занятие №11. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №11. Задачи Содействовать осознанию детьми собственных особенностей памяти. Развивать мнемические способности […]
  • Программа “Солнышко”. Приложение. 2-й класс, 7-й урок. О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе Приложение. 2-й КЛАСС, 7-й урок Тема. Разные […]
  • ПРОГРАММА «РОСТОК». Занятие №7. Светлана Стебеленко, психолог образовательного комплекса «Детский сад — школа», хутор Араканцев, Тацинский район, Ростовская обл. ПРОГРАММА «РОСТОК» Занятие №7. Цель. Развитие речи, […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *