Мое восприятие мира. Задание №6.

Психологическая азбука для первоклассников.

Развивающие уроки.

Занятие №6. Мое восприятие мира.

Задачи. Знакомство с предметным содержанием понятия «восприятие»; осознание уникальности собственного восприятия мира; закрепление пройденного материала по теме «Мои ощуще­ния».

Материалы. Рабочие тетради, фломастеры и цветные каран­даши; запись рецептивной музыки (звуки моря); «чудесный ме­шочек» с набором мелких предметов (вата, расческа, оболочка от «киндерсюрприза», карандаш, ластик, булавка и др.).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Дети рассаживаются по местам, раскладывают свои при­надлежности.

2. Настрой на занятие.

Повторение пройденного материала по теме «Мои огщущения» проводится в форме беседы.

Психолог. Сегодня на уроке мы повторим пройденное и уз­наем много нового. Вспомните, что мы изучали на предыдущем занятии. Для этого откройте свои альбомы. Я буду спрашивать — вы отвечать. Помните сказку про девочку Юлю, которая задавала папе вопросы про психологию? Помните, она спросила: «Что та­кое ощущения?». Поможем Юле разобраться в этом.

Какие помощники есть у людей, чтобы видеть, слышать, чув­ствовать запахи, вкус, прикосновения? Может ли человек прожить без ощущений? Почему? Зачем нам нужны ощущения? Какие ощущения у нас возникают, когда мы видим цвет, форму, размер предмета; когда мы ощупываем предмет: холодный — теплый, мягкий — твердый, гладкий — пушистый; когда мы слышим раз­личные звуки — шумы, музыку, слова; когда мы вдыхаем запахи, когда мы пробуем что-то на вкус?

Итак, ребята, вы уже знаете, что окружающие предметы воз­действуют на наши органы чувств и вызывают различные ощуще­ния: зрительные, осязательные, слуховые, вкусовые, обонятель­ные. Различные ощущения воспринимают органы чувств. Назо­вите, какие вы знаете органы чувств.

Дети. Глаза, кожа, уши, язык, нос.

Психолог продолжает занятие, задавая вопросы.

— Какой частью тела, то есть каким органом чувств мы ощу­щаем запахи? Покажите без слов. Покажите, благодаря какой час­ти тела мы ощущаем вкус, то есть чем мы чувствуем сладкое, со­леное, горькое, кислое. Чем мы чувствуем предметы на ощупь? Скажите вслух, а теперь покажите. Какой орган чувств отвечает за восприятие звуков? С каким органом чувств связано наше зре­ние, то есть знание о цвете, форме, размере предметов?

Психолог за каждый правильный содержательный ответ дает ребенку значок. Кто наберет их больше всех, в конце урока получает пятерку.

3. Подготовка к восприятию нового материала.

Проверка домашнего задания в форме конкурса «Самый ощу­тимый предмет».

Психолог. Разные предметы, воздействуя на наши глаза, уши, язык, нос, кожу, то есть на наши органы чувств, вызывают у нас разные по силе ощущения. Подумайте над следующими вопросами.

В каком случае возникают более сильные ощущения: когда мы слышим шелест крыльев летящей бабочки или звонок на урок?

Как вы думаете, что вызывает более сильные ощущения: вкус лимона или вкус картона? Яркая картинка в книге или серая пыль?

Дети отвечают.

Психолог. Итак, мы выяснили, что ощущения могут быть разными по силе. Вы дома подобрали и принесли на занятия раз­личные предметы. Они будут участвовать в конкурсе на «самый ощутимый предмет». Наш конкурс будет проходить по разным номинациям. Мы будем выбирать «самый ощутимый предмет»:

  • на звук;
  • на цвет;
  • на форму, размер;
  • на вкус.

Поднимите те предметы, которые являются самыми «ощу­тимыми», необычными, интересными на звук.

Аналогичное задание дается для определения предметов на ощупь, цвет, форму, размер, вкус, запах. Победитель в каждой но­минации награждается значком. После подсчета общего количества значков у каждого ученика выявляется абсолютный победитель, ко­торый премируется учителем (оценкой или дипломом победителя).

Рекомендуем другие статьи:

4. Работа по теме.

Заявка темы урока, объяснение нового материала, выполне­ние заданий «Я вижу то, что слышу» (рисование музыки). «Чудес­ный мешочек». В разных частях доски по разным направлениям написаны слова «моё» «восприятие» и «мир».

Психолог. Тема нашего урока написана на доске. Прочитай­те ее. Ой, а предложение рассыпалось на части. Соберите слова так, чтобы узнать тему урока. У себя в альбоме напишите, что получилось в результате. Итак, получилось — «Мое восприятие мира». Сегодня мы с вами узнаем, что же такое восприятие. Кро­ме ощущений, у нас есть еще один умный помощник в познании окружающего мира — это наше восприятие.

Когда мы воспринимаем предмет, мы узнаём (отражаем) его целостно — видим цвет, форму, размер (например, роза белая, по форме — вытянутая, имеет длинный стебель), ощущаем его запах (чувствуем исходящий от розы приятный аромат), чувствуем на ощупь (шипы розы колючие). Благодаря восприятию мы можем понять, что это за предмет.

Белое, холодное, сладкое на вкус, тает, значит, это — что? Правильно, мороженое. Пушистое, тёплое, чёрное, с четырьмя ногами и зелёными глазами, мурлыкает. Кто это? Конечно, кошка.

У каждого человека своеобразное восприятие окружающего мира, не похожее на восприятие других людей. Хотите узнать, как различается восприятие одной и той же музыки у разных людей? Тогда вспомним задание.

Инструкция к заданию «я вижу то, что слышу» (рисова­ние музыки).

Психолог. Сейчас я включу музыку, а вы постарайтесь пред­ставить то, что вы слышите. Ваши глазки, органы зрения будут отдыхать, закройте их. Будут работать только уши — органы слу­ха. После прослушивания вы отобразите свои впечатления от ус­лышанного на бумаге, то есть что-то нарисуете. Итак, глазки зак­рыты, рот на замок. Сейчас звучит приятная музыка.

Психолог включает запись рецептивной музыки (например, звуки моря). Когда музыкальный фрагмент подходит к концу, пси­холог говорит следующее.

— Продолжайте слушать музыку. Кому хочется, можно от­крыть глазки и приступить к рисованию. Продолжайте рисовать и тогда, когда музыка замолкнет. Закончив рисунок, дайте ему на­звание и напишите его на листе. Теперь рассмотрим рисунки друг друга: одинаковы ли они? Вы нарисовали то, что восприняли на слух. Скажите, судя по рисункам, одинаковое ли у вас восприятие музыки, или разное? Конечно, разное, потому что получились раз­ные рисунки.

В следующем занятии вы будете не слушать, а осязать пред­меты на ощупь и рисовать то, что вы почувствовали.

Инструкция к заданию-загадке «Чудесный мешочек».

— Каждый из вас по очереди, не заглядывая в «чудесный ме­шочек», выбирает только один предмет и изучает его на ощупь, а потом нарисует его так, чтобы другие угадали. Нельзя сообщать другим, что вы осязали, а теперь пытайтесь нарисовать. Кто нару­шил это правило — тот в разгадывании не участвует. Итак, снача­ла каждый ощупывает, изучает, а потом молча рисует.

После того, как все дети выполнили это задание, психолог предлагает им поменяться рисунками друг с другом.

Психолог. Вторая часть нашего задания-загадки называется «Найди предмет на ощупь по рисунку». Каждый из вас по чужому рисунку находит на ощупь предмет из «чудесного мешочка». Под­сказывать другому при угадывании не нужно —угадывайте пред­мет на ощупь без подсказки.

Дети по очереди ощупывают предметы в «чудесном мешоч­ке» и находят те, которые соответствуют рисунку.

Психолог следит, чтобы дети правильно и без подсказок уга­дывали предметы, предлагая при затруднении назвать свойства осязаемого предмета (гладкий или шершавый, мягкий или твер­дый, теплый или холодный).

5. Домашнее задание.

Нарисуйте три предмета, близкие по форме к кругу; три пред­мета треугольной формы и три — прямоугольной.

Татьяна Аржакаева, педагог-психолог.
Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, г. Видное Московской области.

Похожие статьи:

  • Какие мотивы у других? Занятие №7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №7. Задачи Содействовать осознанию детьми собственных мотивов поведения. Научить детей анализировать мотивы […]
  • Мои мотивы. Занятие №6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №6. Задачи Закрепить представления детей о психологическом механизме полимотивированного действия. Содействовать […]
  • ПРОГРАММА «РОСТОК». Занятие №6. Светлана Стебеленко, психолог образовательного комплекса «Детский сад — школа», хутор Араканцев, Тацинский район, Ростовская обл. ПРОГРАММА «РОСТОК» Занятие №6. Цель. Приобретение […]
  • Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка. Часть №6. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка. Часть №5. А.А. ЛОНШАКОВА, учитель средней школы № 25 г. Северодвинска, Архангельская область А теперь — […]
  • Сказка о профессоре Мышлении. Занятие №17. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №17. Задачи Познакомить детей с содержанием понятия «мышление». Развить умение анализировать, сравнивать, […]
  • Урок №19. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №19. Задачи Развивать умение думать сообща. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *