Мои мотивы. Занятие №6.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК

Развивающие уроки

Занятие №6.

Задачи

Закрепить представления детей о психологическом механизме полимотивированного действия. Содействовать осознанию детьми своих мотивов. Способствовать развитию у детей позитивных мотивов.

Материалы

Рабочая тетрадь, альбомы для рисования, схема «Борьба мотивов» (эта схема приводится в описании предыдущего занятия) и перечень «Мотивы наших поступков».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Упражнение «Подари желанный подарок»

Дети образуют круг комфортного общения.

Психолог. Водящий пытается с помощью жестов и мимики показать, какой подарок он хотел бы подарить кому-нибудь из присутствующих. Для того чтобы подарок принес радость, надо вспомнить желания, названные в Цветике-Семицветике. Вы должны угадать, что это за подарок и кому он предназначен. Тот, кто угадывает, становится водящим.
После этого упражнения психолог расспрашивает водящего, кому предназначался подарок, а того, кто получил подарок — исполнил ли он его желание.

2. Настрой на занятие

Беседа-опрос по пройденному материалу

Психолог. Посмотрите на схему «Борьба мотивов» и попробуйте ответить на следующие вопросы.

Что такое потребности и какими они бывают?
Что такое мотивы и какими они бывают?
Вспомните конкретные ситуации, когда разные мотивы определяли, что надо делать, чтобы потребность была удовлетворена. Что это были за мотивы?

Проверка домашнего задания

Психолог. Дома вы придумывали продолжение «Сказки о борьбе мотивов». Как вы думаете, кто победил в этой борьбе? Какой поступок совершила девочка? Чем закончилась сказка?

3. Время книги

Чтение отрывка из книги И.В. Вачкова «Психология для малышей» (см. приложение) .

Психолог. Слушая окончание «Сказки о борьбе мотивов», вы можете завершить рисунок к сказке, начатый на прошлом уроке.

Психолог читает сказку.

Теперь, когда вы знаете, чем закончилась сказка, ответьте, пожалуйста, на вопросы.

Почему девочка все же съела шоколадку, несмотря на обещание, данное маме? Ответ: потому что мотивы Сладкоежка и Неслух объединились и оказались сильнее мотива Совести.

Почему девочка призналась после этого маме в своем проступке? Ответ: потому что подействовал мотив Совести.

Психолог. Сейчас на доске схему борьбы мотивов у девочки нарисует… (психолог называет имя ученика).

4. Работа по теме

Задание «Мои мотивы»

Психолог. Как вы думаете, какие еще бывают мотивы?
После ответов детей психолог предъявляет перечень «Мои мотивы».
Посмотрите на «Мои мотивы».

Мои мотивы

  • мотив Поиграйка
  • мотив Помогайка
  • мотив Послушайка
  • мотив Удовольствия для себя
  • мотив Неслух
  • мотив Совести
  • мотив Интереса
  • мотив Безделья
  • мотив Мне все равно
  • мотив Заботы о других

Психолог. Объясните, к какому действию побуждает мотив Поиграйка (Помогайка, Послушайка, Удовольствия для себя и другие)?

Рекомендуем другие статьи:

Разделите все десять мотивов на две группы. Напишите, какие из мотивов попадают в одну группу, а какие — в другую. Задание нужно выполнять в рабочей тетради.

Мотивы, мешающие совершать хорошие поступки. Мотивы, помогающие совершать хорошие поступки
Проверим, какие мотивы оказались в первой группе? Скажите, какие мотивы и почему попали во вторую группу?

Задание «Борьба моих мотивов»

Психолог. Представьте себе ситуацию: нужно делать уроки, а хочется погулять.
Как вы думаете, какая из потребностей здесь может быть очень сильной?
Какие мотивы может вызвать эта потребность?
Какие из мотивов будут вступать в борьбу друг с другом?
Какие из мотивов помогут делать уроки?
Какой из мотивов победит и запустит действие у каждого из вас?

5. Подведение итогов

Психолог задает вопросы.

  • Какую роль играют мотивы в совершении действия?
  • Кто решает, какой мотив победит?
  • Почему побеждает только один мотив?
  • Что нужно делать, чтобы побеждали мотивы, способствующие хорошим поступкам?

6. Домашнее задание

Придумать сказку о борьбе своих мотивов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

СКАЗКА О БОРЬБЕ ДВУХ МОТИВОВ

Мотивы Сладкоежка и Неслух сцепились со строптивым Мотивом Совести. Некоторое время длилась упорная борьба. Раздавались только пыхтение и крики. Но наконец Мотивы Сладкоежка и Неслух сумели справиться со своим противником и быстро связали его. А сами помчались запускать Механизм Действия. В ту же секунду во Внешнем Мире девочка протянула руку, взяла шоколадку и съела ее. И как ни кричал связанный по рукам и ногам Мотив Совести, Хозяйка Внутреннего Мира не услышала его слабого голоса.
Прошло некоторое время. Довольные Мотивы Сладкоежка и Неслух валялись на солнышке. А Потребность в еде даже крепко уснула (у девочки во Внешнем Мире за обедом не было аппетита). Вдруг раздался громкий голос мамы: «Ты уже съела шоколадку?»
Мотив Сладкоежка со страху уполз в кусты, а Мотив Неслух сначала тоже очень испугался, а потом подбежал к Механизму Действия и запустил речь Хозяйки Внутреннего Мира так, чтобы она солгала. Но Мотив Совести, увидев такое, рванулся и сумел освободиться от веревок. Он подбежал к Механизму Действия, оттолкнул Неслуха и переключил речь Властительницы. И тогда девочка во Внешнем Мире честно призналась в своем проступке…
— Папа, а почему же Мотивы Неслух и Сладкоежка сумели справиться с Мотивом Совести? — спросила Юля.
— А ты сама как думаешь?
— Наверное, они сильнее были.
— Выходит, так. Внутри нас часто происходят такие споры и такая борьба. Одни мотивы вынуждают нас совершать одни поступки, другие — прямо противоположные. И не всегда побеждают лучшие мотивы.
— А что делать, чтобы побеждали хорошие?
— Надо им помогать, усиливать их. Если ты знаешь, что для тебя важнее — быть хорошей и честной или же удовлетворять сиюминутные желания. Если ты это сама для себя решишь, то борьбы мотивов не будет. Так что — выбирай. Это от тебя самой зависит.

Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог
Учебно-методического
образовательного центра,
г. Видное, Московская область

Похожие статьи:

  • Какие мотивы у других? Занятие №7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №7. Задачи Содействовать осознанию детьми собственных мотивов поведения. Научить детей анализировать мотивы […]
  • Учимся обобщать и находить закономерности. Занятие №20. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №20. Задачи Развивать логическое мышление. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, […]
  • Какая у меня память? Занятие №12. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №12. Задачи Дать возможность детям изучить собственные особенности памяти, осознать ее сильные и слабые стороны. […]
  • Мои желания. Занятие №4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №4. Задачи Ввести понятия желаний и потребностей. Содействовать осознанию детьми своих желаний. Способствовать […]
  • Что я знаю о памяти. Занятие №16. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №16. Задачи Мотивировать детей на тренировку своей памяти. Закрепить способы эффективного запоминания. Повторить […]
  • Психология — знакомая незнакомка. Занятие №3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №3. Задачи Способствовать развитию у детей навыков коллективного сотрудничества. Актуализировать имеющиеся у детей […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *