Мои ощущения. Занятие №5.

Психологическая азбука для первоклассников.

Развивающие уроки.

Занятие №5. Мои ощущения

Задачи. Показать роль ощущений в познании окружающего мира; познакомить детей с предметным содержанием понятия «ощущение» и с видами ощущений; развивать осознание различ­ных видов ощущений.

Материалы. Рабочие тетради, ручки, набор предметов с раз­личным запахом и вкусом, набор мелких предметов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Дети рассаживаются по местам, раскладывают принад­лежности.

2. Настрой на занятие.

Игра «Четыре стихии»

Инструкция для детей к игре «Четыре стихии».

— Эта игра на внимание. Четыре стихии — это вода, воздух, огонь и земля. По команде «земля» опустите руки вниз; по коман­де «воздух» поднимите руки вверх; по команде «вода» вытяните руки вперед и делайте ими плавательные движения; по команде «огонь» вращайте кистями.

Кто ошибется — тот проиграл.

3. Подготовка к восприятию нового материала.

Психолог. Тема нашего урока… Ее прочитает… (называется

имя ученика). А теперь прочитаем хором.

Дети выполняют задание.

— Сегодня на уроке мы узнаем, зачем нам нужны ощущения и какими они бывают. Откройте свои рабочие тетради и ручкой запишите в верхней части чистого листа тему занятия «Мои ощу­щения». Ребята, а теперь ответьте на вопросы:

  1. Что мы можем ощущать?
  2. Что произойдет с человеком, если у него не будет ощуще­ний, то есть он не будет ни видеть, ни слышать, ни чувствовать вкуса и запахов, ни чувствовать предметов на ощупь?

4. Работа по теме.

Практикум «Мои ощущения», включающий в себя следую­щие задания —загадки «Что за звуки?», «Что я вижу?», «Что я чувствую?», «Что я осязаю?», «Попробуй на вкус».

Психолог. Сейчас вы будете выполнять задания — загадки и отвечать на вопросы. Задание 1 — «Что за звуки?».

Закройте глазки и не открывайте, пока я не скажу. Слушайте звуки, которые я буду производить. Всего будет пять звуков. Отве­чать, что это за звуки, можно только по моей команде.

Психолог шелестит пакетом, зажигает спичку, пишет ме­лом на доске, трогает зубья расчески, стучит металлическим предметом по бутылочке.

— Что за звуки вы слышали?

Ответы детей.

Психолог. Когда вы ощущаете различные звуки (шумы, му­зыку, речь), у вас возникают слуховые ощущения. Запишите это в своей рабочей тетради. Через какую часть тела поступают они?

Дети. Через уши.

Психолог. Запишите словосочетание «через уши» внизу, и от слова «слуховые» проведите к нему стрелочку. Задание 2 — «Что я вижу?».

Посмотрите, что вы видите (психолог в это время зажигает спичку). Правильно, пламя. Какого оно цвета? Какого размера — большое или маленькое? А теперь, что вы видите?

Психолог показывает какой-нибудь обыкновенный предмет. Дети называют предмет, а далее отвечают на вопросы: какого цвета? Большой или маленький? Какой формы?

Психолог. Когда вы ощущаете цвет, форму, размер предме­та, то есть видите его, то какие ощущения у вас возникают?

Дети. Зрительные.

Психолог. Запишите себе в рабочую тетрадь новый вид ощу­щений —- зрительные. Как вы думаете, через какие органы чувств, части тела поступают к нам зрительные ощущения? Правильно, через глаза. Запишите это себе в рабочую тетрадь — вниз от слова «зрительные» поставьте стрелочку и под ней напишите «через глаза».

Дети выполняют задание.

Психолог. Задание 3 — «Что я вдыхаю?». Каждый из вас получил бутылочку, причем ее содержание у всех разное. Не от­крывайте крышку бутылочки, сначала внимательно рассмотрите ее. Что находится в бутылочке?

Правильно, какой-то порошок. Можете сейчас сказать, какой он на запах? Почему? Как мы можем определить, какой на запах данный порошок? Правильно, понюхать. А чем мы нюхаем? Носом.

Откройте крышку бутылочки и осторожно понюхайте поро­шок. Итак, что вы почувствовали? Да, запах различных приправ — ванили, кардамона, кориандра, душистого перца, корицы, чесно­ка. Когда вы чувствуете различные запахи, какие ощущения у вас возникают?

Дети. Обонятельные.

Психолог. Напишите это себе в рабочую тетрадь. Через ка­кой орган чувств мы чувствуем запахи? Правильно, через нос. Напишите «через нос» под словом «обонятельные» и проведите стрелочку. Задание 4 — «Что я осязаю».

Закройте глаза, правую руку поставьте локтем на парту и ла­дошкой поверните вверх. Глаза, пока я не разрешу, открывать нельзя — иначе будет неинтересно. Сейчас я положу каждому на ладошку предмет. Вы будете его осязать, то есть чувствовать при­косновение.

Психолог кладет на ладошки скрепки.

— Ощупайте его. Что вы чувствуете на ощупь, то есть что вы осязаете? Правильно, это маленький, металлический, продол­говатый предмет — скрепка. Откройте глаза—проверьте, правиль­но ли вы угадали предмет.

Снова закройте глаза и вытяните руку ладошкой вверх. Сей­час я положу другой предмет.

Кладется кусочек ваты.

Что вы чувствуете на ощупь? Этот предмет — легкий или тяжелый, мягкий или твердый, пушистый или гладкий, теплый или холодный? А теперь угадайте, что вы осязали? Правильно, это вата. Откройте глазки, проверьте, верно ли вы угадали.

Как вы думаете, когда вы чувствуете предметы на ощупь, какие ощущения у вас возникают?

Дети. Осязательные.

Психолог. Правильно. Запишите это в рабочую тетрадь. Как мы чувствуем предметы на ощупь? Правильно, через кожу. Запи­шите словосочетание «через кожу» под словом «осязательные».

Дети выполняют задание.

Психолог. Задание 5 — «Попробуй на вкус». Сейчас мы бу­дем пробовать жидкость, которая налита в бутылочку, на вкус. Посмотрите на нее. Вы можете сказать, какая жидкость на вкус? Почему? Да, надо попробовать. А чем мы пробуем еду, жидкость на вкус? Правильно, языком.

Откройте рот и вытяните язычок. Я сейчас капну этой жид­кости (капается пипеткой соленая вода), а вы определите, какая она на вкус. Итак, какой вкус вы почувствовали? А теперь я капну другой жидкости (капается сок лимона). Попробуйте ее на вкус. Вкус чего вы почувствовали? Правильно. Это вкус кислого, а точ­нее — лимона. Подумайте: когда вы ощущаете вкус чего-то, то какие ощущения у вас возникают?

Дети. Вкусовые.

Психолог. Правильно, запишите это в рабочую тетрадь. Че­рез какой орган чувств поступают к нам вкусовые ощущения? Правильно, через язык.

Итак, мы с вами познакомились с нашими умными помощ­никами в деле познания окружающего мира — с нашими ощуще­ниями. Какие бывают ощущения —- расскажите.

Дети рассказывают на основе составленной ими схемы «Мои огцущения» (см. приложение 8).

4. Чтение статьи И. В. Вачкова «Психология для малы­шей» (см. приложение 9).

5. Подведение итогов.

Обсуждение вопросов по содержанию прочитанного и объяс­нение домашнего задания (Бачков И. В., Попова А. X Программа «Пси­хологическая азбука» (для 1-го класса). Центр-шформ. Вестник служ­бы практической психологии в образовании. Видное, 1997, № 1. с. 48).

Психолог. Ребята, может ли человек прожить без ощущений? Назовите органы чувств — те части тела, которые отвечают за наши ощущения,

6. Домашнее задание.

Найти дома и принести один предмет, необычный на ощупь, звук, вкус, запах, цвет, форму. Этот предмет будет участвовать в конкурсе на самый «ощутимый» предмет.

Приложение 8

МОИ ОЩУЩЕНИЯ

Мои ощущения. Занятие №5.

Приложение 9

 

МОИ ОЩУЩЕНИЯ

Вы знаете ребята, что такое психология? Какие тайны скрывает это загадочное слово? Нет? Тогда я расскажу вам одну удивительную сказку про девочку Юлю, которая тоже до поры до времени не знала, что это такое, но очень хотела знать. Юля слышала слово «психоло­гия» от папы и мамы, и ей было забавно представлять мудрых и доб­рых волшебников — психологов, которые могут превращаться в кого угодно (она так почему-то думала), изменять других людей и загляды­вать в глубину их душ.

Вообще в этой психологии было много чего непонятного. Папа все­гда говорил о ней с восторгом и часто повторял слова: «чудеса психо­логии». Поэтому Юля была уверена, что психология связана с волшеб­ством.

Ей очень хотелось увидеть взаправдашние чудеса и волшебные превращения, а папа никак не мог найти время, чтобы показать их ей. Целые дни он проводил в научном институте и приходил с работы, ког­да Юля уже укладывалась спать. Однажды Юля даже рассердилась. Когда папа зашёл к ней в комнату пожелать спокойной ночи, она ска­зала:

— Папа! Почему тебе всё время некогда мной заниматься? Если ты не будешь мне всё объяснять, я вырасту глупой.

Папа рассмеялся и сказал:

— Ты права, Юленок! Я слишком занят работой. А что я должен тебе объяснить?

— Папа, а что такое ощущение и восприятие? — негромко спроси­ла Юля.

— Это такие психические процессы. С их помощью в наш мозг по­ступают сигналы из внешнего мира. Мы видим дерево, камень, соба­ку — потому что у нас есть глаза, слушаем музыку, слова, другие звуки, потому что у нас есть уши. Мы чувствуем носом запахи цветов или све­жей краски, а благодаря языку ощущаем вкус сладкой конфеты. Это помогает нам ощущать и воспринимать разные вещи.

— А если бы у нас их не было, этих ощущений и восприятий? — спросила Юля — мы что, не жили бы?

— Наверное, не жили бы. Закрой глаза, чтобы ничего не видеть, заткни уши, чтобы ничего не слышать, и нос, чтобы не чувствовать за­пахов, разве это жизнь? А если бы ещё и твоя кожа потеряла способ­ность к ощущениям? Тебя, допустим, кусают комары, а ты не чувству­ешь!

— Они бы меня съели, а я бы не заметила? — удивилась Юля.

— Обглодали бы дочиста, а ты бы и внимания не обратила, — под­твердил папа. —Так что без ощущений и восприятий жизнь человека вряд ли возможна. Наши органы чувств — глаза, уши, нос, поверхность кожи, язык — это разведчики нашей психики, которые добывают све­дения о том, что вокруг происходит. «Ага! — говорят глаза. — Цветы распустились!» — «И где-то поблизости летает пчела — слышим жуж­жание!» —сообщают уши. «А цветы к тому же замечательно пахнут», — дополняет нос. «А стебелёк травы горький на вкус», — доносит язык. Ощущения и восприятия принимают эти сведения и передают дальше другим сотрудникам психики — мышлению, памяти, воображению. Пусть теперь они их перерабатывают и используют.

Татьяна Аржакаева, педагог-психолог.
Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, г. Видное Московской области.

Похожие статьи:

  • Как быть внимательным? Занятие №8. Психологическая азбука для первоклассников. Развивающие уроки. Занятие №8. Как быть внимательным? Задачи. Развить концентрацию, устойчивость, распределе­ние и переключение внимания, […]
  • Какие мотивы у других? Занятие №7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №7. Задачи Содействовать осознанию детьми собственных мотивов поведения. Научить детей анализировать мотивы […]
  • Формы работы над словарными словами УМК «Школа 2100». II класс Е.И. КЕКОШ, учитель начальных классов, школа № 9, г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ При работе над словарными словами всегда используется Толковый […]
  • Работа с «Грамматическим лото» Л.Ю. АНТИПИНА, учитель средней школы № 22 г. Северодвинска, Архангельская область Хочу поделиться опытом работы с «Грамматическим лото» (так мы назвали его с ребятами). Цель работы с […]
  • Родительское собрание «День защитника семьи» Д.В. ГУСЕВА, учитель начальных классов, школа № 291, Санкт-Петербург Вернуть в школу утраченные ценности без семьи, без самого народа невозможно. Ю.П. Азаров В процессе […]
  • Программа “Солнышко”. Приложение. 4-й класс, 12-й урок. О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе Приложение. 4-й КЛАСС, 12-й урок Тема. […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *