Мой характер: оценим недостатки. Занятие №4.

Психологическая азбука для первоклассников.

Развивающие уроки.

Занятие №4. Мой характер: оценим недостатки.

Задачи. Осознание детьми непривлекательных черт своего характера за счёт получения от одноклассников обратной связи; поддержка позитивного самоотношения при обогащении представ­лений о себе; развитие рефлексивных способностей («Я глазами других») и способностей оценки других людей («Другие в моих глазах»); развитие рефлексивных возможностей детей.

Материалы. Психологические альбомы для детей, табли­ца — памятка «Черты характера», перечень сказочных героев, бланки «Лесенки характера»(по числу детей), набор карточек с названиями черт характера, которые берутся из таблицы — памят­ки «Черты характера».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Дети рассаживаются по местам в соответствии с бланка- ми «Лесенки характера», на которых написаны фамилии детей.

2. Настрой на занятие.

Игра «Солнце и планеты».

Инструкция для детей

В игре «Солнце и планеты» играют: один ведущий, который является «солнцем», и пять — шесть участников — «планет». Ос­тальные ученики будут наблюдателями, фиксирующими измене­ния в расположении «планет».

«Солнце» и «планеты» выходят на середину класса. Оно силь­нее «притягивает» к себе те «планеты», которые наиболее похожи на него по характеру Поэтому ближе к нему располагаются «пла­неты», имеющие большое сходство характеров с ним, а дальше — «планеты», с которыми сходство характеров маленькое.

Игра заключается в том, что «солнце» расставляет окружаю­щие его «планеты» в соответствии со сходством характеров. По­том оно становится на свое место и закрывает глаза, а «планеты» в это время насчет «раз-два-три» (считает психолог) встают от солнца по собственному усмотрению, то есть так, как они сами думают о сходстве своего характера с характером «солнца». Пос­ле, «солнце» по команде психолога открывает глаза и называет, что изменилось в расположении «планет». Остальные дети слу­шают «солнце», исправляют его, если оно ошибается. Потом «сол­нцем» становится другой участник игры.

Психолог первым «солнцем» назначает самого активного и признанного в классе ребенка (опираясь при этом на обработан­ные результаты выполнения детьми задания «Какой характер у других?»), затем «солнцем» становятся непринятые или отвергае­мые в классе ребята (выявленные тоже на основании результатов выполнения этого же задания). Психолог следит за тем, чтобы каж­дый ребенок получил от одноклассников хотя бы минимум приня­тия и одобрения.

3. Подготовка к восприятию нового материла.

Проверка домашнего задания, упражнение «Чего мне не дос­таёт?».

Психолог, проходя по классу, просматривает домашнее за­дание, выполненное в альбомах.

— Поднимите руку те, кто хочет быть более смелым (чест­ным, общительным, щедрым и т.п.). Итак, многие люди хотят стать лучше по характеру: большинство из вас хотят быть более (назы­ваются наиболее часто встречающиеся в альбомах детей черты характера).

Психолог выписывает на доске те черты характера, кото­рые чаще всего встречаются в альбомах детей.

Инструкция для детей к упражнению «Чего мне недостает?»

— Если каждый из вас хочет иметь определенные черты ха­рактера, значит, вам их недостает. Подумайте, кто из сказочных героев обладает недостающими вам чертами характера. Напиши­те в альбоме около написанных дома черт характера имя этого сказочного герой.

Написали? А теперь представьте себе, что каждый из вас превратился в данного персонажа и обладает всеми привлекатель­ными чертами, которые есть у него.

4. Работа по теме.

Задание «Презентация сказочных героев», беседа-опрос « От поступков к характеру», разыгрывание сценок «Мороженое» и «Три характера», задание «Лесенки характера».

Инструкция для детей к заданию «Презентация сказоч­ных героев».

— У нас сегодня на занятии презентация — представление сказочных героев. А это значит, что каждый из вас по очереди бу­дет выходить на середину класса и говорить от имени этого героя о привлекательных для себя чертах характера. Например: «Я — Буратино. Я самый веселый, находчивый и смелый».

Психолог помогает каждому ребенку вжиться в свою роль и сказать о достоинствах своего персонажа от первого лица.

— Сегодня на занятии вам удалось указать черты характера, которых вам недостает; и назвать желаемые от имени сказочного героя.

Как вы думаете, что нужно делать, чтобы появились желае­мые черты характера, которых вам сейчас недостает? Не знаете? Тогда вам поможет подсказка — пословица, которую вы узнали на прошлом занятии: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер».

Догадались? Верно, чтобы появились желаемые черты ха­рактера, нужно совершать соответствующие им поступки, действия как можно чаще, чтобы они стали привычками. Например, чтобы стать добрым, нужно совершать добрые поступки.

А теперь скажите: на основе чего мы судим о характере че­ловека, как определяем хороший он или плохой? Правильно, на основе его поступков, хороших или плохих.

Инструкция для детей к разыгрыванию сценок «Моро­женое» и «Три характера».

См. приложение 6.

Роли в сценках играют (называются имена самых артис­тичных и активных детей). Остальные будут зрителями, ваша за­дача — описать характер персонажей из разыгрываемых сценок..

В сценке «Мороженое» персонажами являются мама, девоч­ка и мальчик, а в сценке «Три характера» — три девочки или три мальчика, разные по характеру: Плакса, Злюка, Резвушка, Жади­на, Сообразительный, Рассеянный.

Психолог распределяет роли между детьми, учитывая их по­желания, снабжает их карточками с описанием роли, характеризу­ет разыгрываемых ими персонажей, подбадривает неуверенных детей.

Инструкция для детей к заданию «Лесенка характеров».

— Посмотрите на доску (на доске нарисована лесенка из семи ступенек и написано ее название «Лесенка характера»). Это ле­сенка характера. На ней располагаются разные по характеру люди.

Всего на лесенке семь ступенек — сосчитаем их. На нижних ступеньках (психолог показывает на доске) находятся самые злые, жадные, ленивые, трусливые, лживые, в общем, самые неприят­ные по характеру люди.

Сейчас один из вас выйдет к доске, возьмет карточку с назва­нием определенной черты характера, например «жадный — щед­рый», и решит, на какой ступеньке лесенки с названием «жадный — щедрый» он стоит. На этой ступеньке он напишет слово «Я». Все остальные должны догадаться, по какой черте характера из пере­численных в таблице-памятке ведущий поставил себя на данную ступеньку. Тот, кто догадался, будет ведущим в следующий раз.

Психолог заботится о том, чтобы угадывание черт характера было не случайным и хаотичным, а обоснованным, внутренне аргу­ментированным, чтобы называемые детьми черты характера соот­носились с чертами из таблицы-памятки. Это позволит избежать обид между детьми и обеспечит психологически безопасное полу­чение ими обратной связи о себе от одноклассников.

— Запишите домашнее задание: нарисуйте любую эмоцию — радость, грусть, злость, страх, удивление, обиду, интерес.

5. Подведение итогов.

Задание «Я на лесенке характеров».

Инструкция для детей.

— У каждого на столе лежит листочек, на котором изобра­жено шесть лесенок, у каждой — свое название (см. приложение 7). Есть лесенки доброты, щедрости, честности, общительности, трудолюбия, аккуратности. На каждой лесенке — 7 ступенек. По­думай, в каком месте каждой из шести лесенок ты находишься? Напиши слово «Я» на той ступеньке, где ты находишься.

Ты отметил на лесенках свою ступеньку, а теперь подумай, на какую ступеньку на каждой лесенке тебя поставит мама, и напиши на ней букву «М». А на какую ступеньку тебя поставит учительница? Напиши на ней букву «У».

Психолог проверяет правильность заполнения детьми блан­ков «Лесенки характера».

Приложение 6

СЦЕНКА «МОРОЖЕНОЕ»

Мама дала девочке деньги на мороженое. Девочка вприпрыжку по­бежала к киоску с мороженым и по дороге не заметила, как у нее из кар­машка выпали деньги.

Вот и киоск, где продают мороженое. Опустила девочка руку в кар­машек, а денег там уже нет. Расстроенная, она пошла домой. «Где же я их потеряла?» — думала девочка.

А деньги нашел мальчик. Он тоже решил на них купить мороженое. Мальчик встретился с девочкой. Девочка к нему обращается: «Мама дала мне деньги на мороженое, а я их потеряла».

«Вот они», — отвечает мальчик и протягивает ей пропавшие деньги. «Ты — честный!» — говорит девочка. Она покупает мороженое и делит­ся им с мальчиком.

СЦЕНКА «ТРИ ХАРАКТЕРА»

Нужно показать, как ведут себя три персонажа, разные по харак­теру, в одной и той же ситуации.

Для девочек.

Жили-были три закадычные подружки — Плакса, Злюка и Резвушка. Однажды, гуляя, они попали под дождь и сильно вымокли. Покажите, как поведут себя разные по характеру Плакса, Злюка и Резвушка.

Для мальчиков.

Жили-были три закадычных друга — Жадина, Сообразительный и Рассеянный. Однажды они вместе играли на улице и нашли совсем но­вый детский велосипед. Покажите как поступят разные по характеру Жадина, Сообразительный и Рассеянный.

Приложение 7

ЛЕСТНИЦА ХАРАКТЕРА

Лестница Характера

Татьяна Аржакаева, педагог-психолог.
Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, г. Видное Московской области.

Похожие статьи:

  • ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ […]
  • Какой у меня характер? Занятие №2. Психологическая азбука для первоклассников. Развивающие уроки. Занятие №2. Какой у меня характер? Задачи. Мотивирование на осознание собственных черт ха­рактера; поддержка позитивного […]
  • Программа “Солнышко”. Приложение. 4-й класс, 12-й урок. О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе Приложение. 4-й КЛАСС, 12-й урок Тема. […]
  • Программа “Солнышко”. 4-й класс О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе 1 занятие в 2 недели. Всего — 16 […]
  • Мои желания. Занятие №4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №4. Задачи Ввести понятия желаний и потребностей. Содействовать осознанию детьми своих желаний. Способствовать […]
  • О преподавании пропедевтического курса «История Отечества» (начало) О преподавании пропедевтического курса «История Отечества» В классах компенсирующего обучения Е.П. ЕГРАШИНА, средняя школа № 4 г. Мирного Архангельской области Из своего 19-летнего […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *