МЫ -РАЗНЫЕ

Как было бы удобно, если бы класс состоял из похожих детей! Как легко проходили бы уроки и как… скучно! Слава природе, что она создала нас разными не только внешне, но и внутренне, что на одинаковые ситуации мы отзываемся по-разному, что есть люди, чье мышление мы называем нестандартным. Это очень нелегкие ученики, но только благодаря им мы не живем до сих пор в пещерах и не становимся автоматами по передаче накопленных знаний новым поколениям.

Различия нуждаются в уважении и заботе, а мы так часто вольно или невольно нивелируем своих учеников. Они перенимают от нас пренебрежение к иным и культивируют в своей среде стремление к униформе. Сколько неразрешимых конфликтов разгорается из-за нашего неумения ценить право человека на другое мнение.
Предлагаемые игры не только для детей. Они вполне пригодны, например, для учителей или студентов.

ВЫБЕРИ ПРИОРИТЕТЫ

Предложите детям простейший тест, который докажет им, что даже в работе над одинаковыми заданиями мы приходим к разным решениям — просто в силу того, что мы — разные.
Заранее напишите на доске или заготовьте таблички с небольшими текстами и предложите ученикам выбрать из нескольких действий наиболее неприятное. Действия могут быть следующими:

  • топтать траву;
  • ломать деревья;
  • выбрасывать хлеб;
  • мусорить;
  • убивать насекомых.

Пометьте каждое действие каким-либо значком (круг, треугольник и т.д.). Пусть дети расположат на листочках бумаги эти пять значков в порядке приоритетов: от самого худшего действия (по их представлению) до наименее плохого.
Ребята выполняют задание индивидуально. Потом листочки сдают учителю, а тот переносит пометки на доску, располагая столбиком.
Затем, когда все учащиеся выполнят задание, вы обнаружите, что у каждого получилось свое графическое решение проблемы.
Хороший психолог, наверное, сможет дать оценку этой картине, но вы не должны на этот раз выяснять, что же действительно хуже: убивать безвинных насекомых или ломать ветки — вы вовсе не занимались поисками общего решения. Перед вами стояла задача показать, что все дети в классе разные, что все они имеют свое мнение и это мнение нужно уметь ценить. Результат столь нагляден, что почти не нуждается в комментарии.

ВЕЧЕРНИЙ КРУГ

МЫ -РАЗНЫЕПопробуйте задать вашим ученикам вопрос: «Что самое неприятное может случиться с тобой в школе?» Вы увидите, сколь широк диапазон ответов: от «двойки» до «одиночества». И то, что для одного — пустяк, для другого — настоящая трагедия.
Установите в своем классе добрую традицию — «Вечерний круг». Усадив детей в круг, предложите им ответить на вопрос: «Что случилось с тобой за школьный день? Подумай и назови самое плохое и самое хорошее для тебя событие». Если дети будут стесняться делать признания, пусть пишут их анонимно, но обязательно прочтите все высказывания вслух (не называя имен). Потом обсудите, только мягко и деликатно, как помочь друг другу, как справиться со своими неудачами самому.
Окажется, что радоваться можно не только хорошим отметкам и подаркам, но и улыбке друга, встрече с пушистым котенком по дороге в школу и тому, что тебя никто не назвал сегодня ненавистной кличкой.
Многие дети узнают, что огорчить может не только то, что мама не разрешила пойти в школу в новых кроссовках, но и то, что дома не хватает денег на еду. Со временем стеснительность детей исчезнет, и у всего коллектива появится возможность научиться сопереживать, поддерживать друзей и делить на всех радость и успехи. «Вечерний круг» станет необходимостью.

КТО ЭТО СКАЗАЛ?

Постепенно дети знакомятся друг с другом все ближе и ближе, им начинает казаться, что белых пятен в характере одноклассников уже нет. Самое время убедиться, что до полного узнавания друзей еще далеко. Поиграйте с вашими детьми в игру, построенную по принципу интервью. На сей раз вам понадобятся листки бумаги и карандаши (ручки). Количество играющих не должно превышать 12–15 человек, иначе игра слишком затягивается.
Предложите каждому игроку написать на маленьком листочке бумаги только одну короткую фразу, которая, по его мнению, наиболее точно его характеризует. Подскажите варианты, чтобы задание было корректным, например: «У меня длинные волосы», «Я люблю тишину», «Не могу обойтись без музыки», «Люблю поспать» и т.д.
Записи делаются строго конфиденциально и сдаются ведущему. Затем ведущий читает эти характеристики вслух, присваивая им сквозную нумерацию, а участники записывают их на своих листочках, ставя те же номера, не пропуская и своего высказывания, чтобы не нарушить нумерацию.
Затем наступает время детективов: необходимо определить, кто автор какого высказывания. Для этого у каждого имеется только две возможности: один вопрос (например, «Не ты ли не можешь обойтись без музыки?») можно задать только дважды (то есть двум игрокам), после чего этот вопрос вычеркивается и считается нераскрытым.
Здесь уже речь идет о выборе тактики: можно, не задумываясь, обежать всех участников, задавая им первые попавшиеся вопросы, рассчитывая на статистическую удачу, а можно сначала оглядеться, вспомнить привычки одноклассников и действовать с уверенностью в успехе.
В последнем варианте таятся подводные камни. Мне довелось ознакомиться с этой игрой на международной конференции isaga’96. В группе игроков была испанка с яркой южной внешностью и молодой эстонец с видом заядлого хакера. Поэтому, когда среди характеристик появились такие: «Я люблю фламенко и испанскую гитару» и «Я люблю мой компьютер», все устремились к испанке и эстонцу соответственно. Каково же было наше разочарование, когда любителем испанских танцев оказался флегматичный на вид швед, а в любви к компьютеру призналась скромная девушка из Латвии!
У ведущего нет возможности строго контролировать поведение играющих. игра строится на понимании того, что главное в ней не результат, а честное выполнение правил. Против разгаданной характеристики ставится «плюс». Чтобы не затягивать игру, установите время (15–20 мин.), а затем проведите обсуждение.
Во время обсуждения:

  • зачитайте характеристики и попросите авторов раскрыться;
  • выясните, кто так и остался нераскрытым;
  • задайте традиционный вопрос о новизне, о личных открытиях;
  • спросите об ощущениях: было ли приятно оставаться неразгаданным или хотелось, чтобы вас раскрыли;
  • обсудите тактику игры: кто как действовал, не нашлось ли сообразительных, кто, слушая диалоги партнеров, делал пометки в своих записях и таким образом сохранял свои игровые «ходы».

Александра КОРОЛЕВА,
координатор образовательных
проектов группы «Экозащита»,
г. Калининград, Московская обл.

Источник

Похожие статьи:

  • Программа “Солнышко”. 4-й класс О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе 1 занятие в 2 недели. Всего — 16 […]
  • Работа с «Грамматическим лото» Л.Ю. АНТИПИНА, учитель средней школы № 22 г. Северодвинска, Архангельская область Хочу поделиться опытом работы с «Грамматическим лото» (так мы назвали его с ребятами). Цель работы с […]
  • Как быть внимательным? Занятие №8. Психологическая азбука для первоклассников. Развивающие уроки. Занятие №8. Как быть внимательным? Задачи. Развить концентрацию, устойчивость, распределе­ние и переключение внимания, […]
  • Программа “Солнышко”. Приложение. 3-й класс, 12-й урок. О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе Приложение. 3-й КЛАСС, 12-й урок Тема. […]
  • ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе Цели Обеспечение адаптации детей в школе, к […]
  • Мои ощущения. Занятие №5. Психологическая азбука для первоклассников. Развивающие уроки. Занятие №5. Мои ощущения Задачи. Показать роль ощущений в познании окружающего мира; познакомить детей с предметным […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *