Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма

Всегда с удовольствием просматриваю ваш журнал, нахожу интересные новинки, которые помогают мне при работе сделать урок более насыщенным, интересным, полезным для моих учеников.

Я работаю учителем начальных классов во вспомогательной школе № 5. За годы работы я поняла, что достичь орфографической грамотности учащихся можно лишь ежедневным упорным трудом, начиная с I класса.

В нашей школе есть такая традиция: каждый учитель выбирает тему, которая интересует его. Копит материал на данную тему, изготавливает наглядность (карточки), применяет ее на своих уроках, т.е. занимается самообразованием. По прошествии какого-то срока учитель делится со своими коллегами наработанным материалом.

Моя тема по самообразованию была «Формирование навыка грамотного письма».

Одним из приемов повышения грамотности считаю развитие орфографической зоркости при коллективной работе над ошибками. Начинаю ее с проверки работ в тетрадях. Я испробовала разные приемы исправления ошибок. А так как дети в силу своих умственных и психологических особенностей нуждаются в индивидуальном, дифференцированном подходе, у большинства детей я не исправляю неверно написанную букву, а лишь ее зачеркиваю, у более сильных учащихся подчеркиваю все слово с ошибочным написанием. Моя цель — помочь ученику вдуматься в данную орфограмму (или слово) и исправить ее. У более слабых учащихся исправляю и подписываю верный вариант.

Одно из главнейших условий успешного обучения грамотному письму — это предупреждение ошибок.

Для этого я использую различные приемы. Одним из важных видов считаю орфографическое проговаривание (т.е. дети говорят так, как пишут; по-другому это называется «комментированное письмо»). А чтобы не путать, например, когда говорим слово юпка, а пишем юбка, делаю так:

Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма

Использую различные карточки, в которые включаю словарные слова или слова, в которых были допущены ошибки, или слова на ка¬кую-то определенную тему:

1) Улетели буквы с дымом.

Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма

2) «Снежный ком».

Вставить ком в слово.

Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма

3) Найди потерявшийся слог.

…жчина (мужчмна)
…тина (картмна)

4) Собери из слогов слово.

втор, ник (вторник)
ти, кар, на (картина)

5) Карточка-график.

Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма

На доске слова:
1) в.рона, 2) б.рёза, 3) р.бота.

В первом слове нужно вставить букву о, находим цифру 1 и букву. Далее второе слово и буква е, ведем к нему линию и т.д.

6) Карточки с отверстиями.

Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма

Принцип тот же, что и в карточке-графике, но в «окошки» напротив буквы надо поставить точку (.) или крестик (х).

в.робей, м.сяц, в.ренье

7) Карточка «Подбери слово».

По описанию определи, о каком слове идет речь, и впиши его.

 

Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма

Может быть, что-то покажется моим коллегам интересным и они воспользуются моими приема-ми.

О. Г. ПАВЛОВА, учитель вспомогательной
школы № 5 г. Сарапул, Удмуртская республика

 

Похожие статьи:

  • Непредсказуемая мозаика. Часть №1. Психологическая игра для детей 3 - 5 классов Учащимся предоставляется возможность вступить во взаимодействие с одноклассниками, прожить ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, создать […]
  • Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка. Часть №6. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка. Часть №5. А.А. ЛОНШАКОВА, учитель средней школы № 25 г. Северодвинска, Архангельская область А теперь — […]
  • Программа “Солнышко”. Приложение. 4-й класс, 12-й урок. О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе Приложение. 4-й КЛАСС, 12-й урок Тема. […]
  • Карта путешествий по народным промыслам Как помочь воспитанию национальной памяти у наших детей, формированию у них внимания к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому? Знакомство […]
  • ПРОГРАММА «РОСТОК». Занятие №3. Светлана Стебеленко, психолог образовательного комплекса «Детский сад — школа», хутор Араканцев, Тацинский район, Ростовская обл. ПРОГРАММА «РОСТОК» Занятие №3. Цель. Развитие […]
  • Мои ощущения. Занятие №5. Психологическая азбука для первоклассников. Развивающие уроки. Занятие №5. Мои ощущения Задачи. Показать роль ощущений в познании окружающего мира; познакомить детей с предметным […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *