Непредсказуемая мозаика. Часть №1.

Психологическая игра для детей 3 — 5 классов

Учащимся предоставляется возможность вступить во взаимодействие с одноклассниками, прожить ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, создать модели эффективного общения. Игровое действие развивает также способность к самоконтролю, критичность к себе и другим, способность анализировать свои действия. Данная игра имеет еще и эстетический эффект.

В основе игрового действия лежит образ красивых, разнообразных и неповторяющихся узоров, которые можно наблюдать в калейдоскопе. Калейдоскоп присутствует здесь в трех ипостасях: как реальная игрушка; как разноцветный бумажный узор, постепенно в процессе игры возникающий на листе ватмана; как метафора человеческих отношений.

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушечные калейдоскопы. Лучше всего — по числу участников. Как минимум — один на пару. Если есть возможность, игрушки по окончании игры детям нужно подарить.
Магнитофон и записи спокойной инструментальной музыки.
Моток толстой веревки (шпагата, тесьмы), которую хорошо было бы видно на полу (ковре).
Заготовка для «бумажного калейдоскопа».

(По ходу игры постепенно на листе ватмана должны появиться пять круговых узоров. Каждый узор является итогом выполнения конкретного задания. Перед началом упражнения дети вытягивают из конверта разноцветные бумажные фигурки. По цвету или форме этих фигурок участники объединяются в пары или тройки, выполняют определенное задание. Затем фигурки наклеиваются на лист ватмана таким образом, чтобы получился красивый круговой узор. Первый узор — внешний, далее следуют второй, третий, четвертый узоры; последний узор располагается в центре круга. Ведущий должен заранее, исходя из количества детей, подготовить заготовку, на которую ему, по едва заметным ориентирам, было бы легко наклеивать фигурки детей.)

Кружки белой бумаги диаметром 7—8 см.
Бланки для выполнения заданий третьего узора.
Фломастеры, восковые мелки, бумага А4.
Шейные платочки для завязывания глаз.
Несколько школьных парт со стульями.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Игра проводится в большом свободном помещении, желательно с ковровым покрытием, на котором можно было бы сидеть и даже лежать.
Она длится около двух часов. Участие учителя (классного руководителя) обязательно. Психологу желательно работать с помощником, который приклеивает цветные фигурки на лист ватмана.
Перед началом игры пространство комнаты делится на две части.
В первой половине с помощью веревки на полу выкладывается большой замкнутый круг (в нем должны с комфортом разместиться все дети).
Во второй половине проходит игровая разминка, затем — выполняются упражнения за партами.
Все основное действие происходит внутри круга. Стенд с бумажным калейдоскопом находится рядом с кругом, но за его пределами.

НАЧАЛО ИГРЫ

Ведущий предлагает детям свободно разместиться во второй половине помещения (где на полу нет веревочного круга). Раздаются калейдоскопы. Ведущий предлагает посмотреть в них, последить, как сменяют друг друга узоры.
Ведущий. Вы видите маленькие частички стекла (пластмассы), каждая из которых имеет свой цвет и свою форму. Каждая из них очень хороша сама по себе! Но посмотрите, что происходит в калейдоскопе, когда эти частички объединяются по две, по три, небольшими группками… Получаются яркие, многоцветные узоры, удивительно разнообразные по форме!
Так и люди: каждый сам по себе имеет ценность, каждый красив. Но когда люди общаются друг с другом, они могут создавать удивительные узоры общения.
Волшебные узоры, нашей игры можно создавать как из маленьких стеклышек, так и из кусочков цветной бумаги. А можно их создавать, красиво общаясь друг с другом
.
Ведущий рассказывает детям, что в игре будут три калейдоскопа. Один — настоящий: в перерывах между упражнениями в него можно будет заглянуть. Второй — бумажный: он будет создаваться на чистом листе ватмана с помощью участников. И третий — волшебный «человеческий» калейдоскоп: он появится благодаря тому, что каждый участник превратится в человека-стеклышко…
Ведущий просит положить калейдоскопы на специальный столик и не трогать их без разрешения ведущего.

Рекомендуем другие статьи:

РАЗМИНКА

Ведущий. Представьте себе, что каждый из нас — цветное стеклышко. Представили? Какого вы цвета, какой формы? Чья-то гигантская рука (наверное, какого-то великана) собрала все стеклышки и зажала их в ладони. Стеклышки оказались близко-близко друг к другу…
Ведущий просит детей собраться в тесную кучку.
А затем великан рассыпал нас по ровной поверхности, но ни одно стеклышко не попало в круг!
Дети разбегаются и застывают. Ведущий следит за тем, чтобы все стояли неподвижно.
А теперь великанская рука берет цветные стеклышки по одному и перекладывает их в гигантский калейдоскоп. Видите круг? Это и есть наш калейдоскоп. Стеклышко, имя которого я буду называть, перемещается в калейдоскоп и там застывает…
Ведущий называет имена детей по очереди. После того как все дети и педагог перешли в круг, разминка продолжается.
И завертелся гигантский калейдоскоп в руках великана! Раз — и стеклышки объединились в пары!
Ведущий просит детей разбиться попарно и застыть.
Два — и стеклышки снова распались по одному и застыли!
Далее ведущий просит участников объединяться то в тройки, то в четверки, каждый раз обязательно застывая на месте.
А сейчас я прошу вас закрыть глаза и не подглядывать. Наш великан повернул калейдоскоп еще раз и увидел удивительный узор: все его стеклышки выстроились в ровный-ровный круг! Сейчас с закрытыми глазами, касаясь друг друга, постарайтесь встать в круг… Не подсматривайте, так не интересно! Как вы думаете, круг уже получился? Итак, стеклышки застыли… и открыли глаза. Посмотрите: получился ли у нас круг?
На этом разминка заканчивается, ведущий просит всех участников сесть на ковер внутри круга.

ПЕРВЫЙ УЗОР

Ведущий. Итак, мы с вами стали частичками узора в великанском калейдоскопе, людьми-стеклышками. Пора появиться первому узору на нашем бумажном калейдоскопе. Каждый из вас получит сейчас чистый бумажный кружок. На полу, вы видите, лежат фломастеры и мелки. Создайте в кружке свой узор. Пусть он отразит ваш характер, настроение, ваше «Я». Это не обязательно должен быть сюжетный рисунок: это может быть игра цвета, формы — все что угодно.
Ведущий раздает детям кружки белой бумаги диаметром 7—8 см. Дети рисуют на полу. Затем каждый кружок приклеивается на ватман и получается первый, внешний узор: по всему периметру, вдоль внешней стороны круга, равномерно расположены кружки с рисунками, около каждого кружка — имя его автора. Первый узор бумажного калейдоскопа создан.
Ведущий. Давайте посмотрим на узоры. Каждый из них — уникален, не похож на остальные. Каждый отражает неповторимость его создателя. Все рисунки красивы, а вместе они образовали замечательный узор — узор, состоящий из индивидуальностей.
Ведущий включает музыку. В течение нескольких минут дети могут отдохнуть, посмотреть в настоящие калейдоскопы, что-то добавить в свои рисунки. Если детей трудно настроить на работу после свободной паузы, можно в этот перерыв организовать подвижную общую игру.
По сигналу ведущего (колокольчик, звоночек, погремушка) дети снова превращаются в стеклышки, возвращаются в круг и застывают.
Ведущий. Когда люди-стеклышки общаются друг с другом и создают общие узоры, им в этом очень помогают две вещи. Первая — они знают о том, что они разные, не похожи друг на друга, каждый уникален. И мы это тоже теперь знаем.
Ведущий еще раз обращает внимание детей на рисунки бумажного калейдоскопа.
Вторая — люди знают о том, что у них есть много общего, и это помогает им общаться, находить общий язык. Сейчас мы с вами потренируемся в этом умении.
Ведущий предлагает ребятам вытянуть из конверта цветные фигурки. Это маленькие рыбки. В конверте — по две рыбки одного цвета (или оттенка цвета). Если их приложить друг к другу (по типу двух туфель в обувной коробке), они образуют симметричный узор.
По цвету фигурок дети разбиваются на пары. В течение 3—4 минут им нужно придумать как можно больше признаков (во внешности, в характере, в интересах, в способностях, во вкусах), которые бы их объединяли. Надо найти как минимум три таких признака. Каждая пара записывает их на листе, затем называет вслух.
Пока пара зачитывает признаки, помощник ведущего приклеивает рыбок. В результате возникает второй круговой узор. Каждый его элемент — симметрично расположенные рыбки одного цвета.
Когда дети работают в парах, ведущий и, по возможности, педагог оказывают им помощь.
Когда все рыбки приклеены, ведущий предлагает детям внимательно посмотреть на получившйся узор.
Ведущий. Посмотрите на наш второй узор: фигурки в каждой паре очень похожи друг на друга. У них много общего. Каждая пара создала общий узор, благодаря тому что партнеры нашли друг у друга много похожих черт. Да, все мы разные, но у нас есть много общего, и мы можем интересно общаться друг с другом!
Перед третьим узором — небольшая пауза, отдых.

Источник

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *