Непредсказуемая мозаика. Часть №2.

Психологическая игра для детей 3—5-х классов

Первое задание

Одному человеку из каждой пары завязывают глаза. Перед ним кладут лист А4 с нарисованным на нем простым лабиринтом. Рука с карандашом устанавливается в точке входа в него. По сигналу второй участник пары начинает диктовать своему партнеру траекторию движения: вверх, прямо, направо, дальше, стоп и т.д. Задача каждой пары — первой пройти лабиринт и ни разу не задеть линии. Дети, наблюдающие за соревнованием, помогают ведущему соблюдать правила выполнения упражнения.
После того как все пары нашли выход из лабиринта, ведущий просит участников поделиться впечатлениями.

Легко ли им было работать друг с другом?
Что помогало? Что мешало?
Смогли ли они на время стать одним целым?

Второе задание

Одному человеку из каждой пары снова завязывают глаза. Перед ним выкладываются несколько фигурок конструктора типа «лего». Их цвет не имеет значения, важен только размер и форма детали. Второй участник получает в руки готовую фигурку из конструктора (очень простую, состоящую из 6–8 деталей). По сигналу ведущего «зрячие» должны помочь своим партнерам собрать такую же фигурку. Разрешаются только словесные инструкции. Оцениваются время и качество выполнения. После упражнения участники делятся впечатлениями.

Непредсказуемая мозаика. Часть №2.

Третье задание

Это задание выполняют те пары, которые не участвовали в предыдущих соревнованиях.
В данном случае глаза не завязываются. Один участник получает чистый лист А4, другой — лист с нарисованной на нем фигуркой (она состоит из нескольких геометрических фигурок разной формы и размера). Дети-наблюдатели внимательно следят за тем, чтобы рисующий не имел возможности увидеть рисунок. Задача ребенка, имеющего в руках образец, описать его так, чтобы его товарищ смог нарисовать на листе аналогичный. Оцениваются скорость и качество выполнения. Заканчивается упражнение кратким обсуждением.
Пока проходят соревнования, помощник психолога приклеивает на бумажный калейдоскоп ромбики тех участников, которые уже выполнили задания. Образуется еще один узор.
Ведущий. Посмотрите, какой замечательный узор появился на нашем бумажном калейдоскопе! Так получилось, потому что мы старались слушать друг друга и работать вместе.

ЧЕТВЕРТЫЙ УЗОР

Ведущий. Люди-стеклышки в нашем великанском калейдоскопе могут создавать и более сложные узоры, состоящие, например, из трех элементов. При этом им будет интересно друг с другом и они всегда смогут найти общий язык.
Дети снова тянут фигурки и по цвету бумажных лепестков разбиваются на тройки.
Ведущий. Сейчас у вас будет несколько минут, для того чтобы придумать как можно больше тем, на которые вам в вашей тройке будет интересно поговорить. Запишите эти темы или запомните.
Дети обсуждают темы в течение 2–3-х минут.
Ведущий. А сейчас мы проведем необычное соревнование. Каждая тройка получает свой порядковый номер.
Номера присваиваются по часовой стрелке: первая тройка, вторая и т.д.
Ведущий. По моему сигналу представитель первой тройки подбежит ко мне и громко назовет ту тему, на которую в его тройке интересно общаться всем. Как только он сядет на место, ко мне подбежит представитель второй тройки и громко назовет свою тему, потом — третьей тройки и так далее. Когда представитель последней тройки назовет свою тему, снова настанет очередь первой тройки. Повторять темы нельзя, задерживаться тоже: как только представитель предыдущей тройки сел, я начинаю считать до пяти. Если представитель следующей тройки не успел до меня добежать, тройка выбывает из соревнования.
Отведите на эту игру 5–7 минут. Вполне возможно, что за это время из игры не выйдет ни одна тройка. Тогда игру можно просто остановить.
Ведущий. Вот видите, сколько существует тем, на которые нам интересно друг с другом поговорить. Это замечательно! Каждая тройка создала в нашем калейдоскопе свой замечательный узор. Но какой? Хотелось бы разглядеть его повнимательнее…
Пусть сейчас каждая тройка создаст узор из самих себя. Узор, который ее участникам кажется красивым. Подумайте немного, что это будет за узор… И замрите!

Ведущий обходит застывшие тройки, каждой говорит несколько слов.
Перед последним узором объявляется небольшой перерыв. В это время ведущий прикрепляет трилистники к бумажному калейдоскопу. После перерыва нужно обязательно обратить внимание участников игры на новый узор. Если время позволяет, можно над каждым трилистником написать имена детей.

ПЯТЫЙ УЗОР

Ведущий. Удивительное дело, в нашем калейдоскопе произошло чудо: каждое его цветное стеклышко превратилось в цветок! Теперь, если великан посмотрит в свой калейдоскоп, он увидит там не узор из стеклышек, а необыкновенной красоты цветочную поляну. Каждый из вас — цветок на этой поляне.
Ведущий раздает детям маленькие цветочки из цветной бумаги. Просит написать на нем инициалы.
Ведущий. Некоторые цветы растут на этой поляне с первого класса. Кто они? Назовем их по именам… Никого не забыли? Сейчас каждый из них будет подходить к бумажному калейдоскопу, и пока я буду приклеивать его цветок на поляну, остальные будут называть те качества, которыми этот человек-цветок украшает нашу поляну…
Есть цветы, которые растут на нашей поляне со второго класса. Можете их назвать? Давайте каждому из них скажем, какими своими качествами характера, достоинствами и талантами он украшает нашу общую поляну.
Наконец в этом году на поляне выросли новые цветы. Возможно, они еще и не раскрылись до конца. Но какие их достоинства мы уже разглядели?

Примечание. Это упражнение в предложенном виде трудно провести в большом классе. Можно подумать о каких-то изменениях. Но важно сохранить суть проводимой работы: каждый ученик должен почувствовать себя нужным. Кроме того, очень важно поддержать новичков, если такие есть в классе. Как правило, они особенно благодарны ведущему за возможность стать на несколько минут центром внимания.

ЗАВЕРШЕНИЕ ИГРЫ

Ведущий просит всех сесть в круг.
Ведущий. Итак, наш волшебный калейдоскоп закрутился в последний раз… Люди-стеклышки, люди-цветы исчезли, и на ковре образовался последний узор. Имя этому узору — третий «А» класс. Что вы думаете об этом узоре? Нравится ли он вам? Чем именно?
Ведущий зажигает свечу, она передается по кругу, все желающие отвечают на вопрос, заданный ведущим. После того как высказались все желающие (в том числе и педагоги), ведущий включает свет и объявляет игру оконченной.
Он благодарит участников и передает им в подарок от великана бумажный калейдоскоп. Это чудесное творение будет напоминать детям те удивительные узоры отношений, которые дети сумели создать.
Данная игра была задумана для небольшого коллектива детей (14 человек). Конечно, в большой группе ее не провести за два часа. Значит, нужно сокращать. Можно упрощать некоторые процедуры, можно просто убрать один или два узора. При этом первый и последний нужно оставить обязательно.
Игра становится красочной, если использовать различные «спецэффекты». Например, мы в некоторых местах выключали свет и включали вместе с музыкой крутящийся шар под потолком, который создавал эффект кругового движения, метели.
Во время игровых пауз, когда дети смотрели в настоящие калейдоскопы, мы включали музыку.
Волшебные узоры калейдоскопа — это форма работы, которая может насыщаться разным тренинговым содержанием. Поэтому предложенное нами — это не единственный вариант. Можно придумать множество других игр и упражнений, приводящих к созданию узоров. Уверена, что вы легко это сделаете. Желаю вам успеха!

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

Источник

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *