Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка. Часть №5.

Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка. Часть №4.

А.А. ЛОНШАКОВА,
учитель средней школы № 25 г. Северодвинска, Архангельская область

4. Опора на таблицы-схемы.

Внимание учеников привлекается к таб­лице-схеме, и они, имея перед глазами опо­ру, будут стараться вспомнить изученное на уроке.

Например, при подведении итога урока по теме «Однородные члены предложения» (обобщение) можно провести игру «Аукци­он»: кто больше «даст» знаний по этой те­ме; ударом молотка отмечая каждый раз правильный ответ (см. таблицу):

Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка. Часть №5.

  • Однородные члены предложения зави­сят от одного и того же слова в предложении.
  • Однородными членами предложения называются несколько подлежащих при од­ном сказуемом (и т.д.).
  • В устной речи однородные члены предложения определяются паузой и инто­наций перечисления.
  • При письме однородные члены пред­ложения отделяются друг от друга запятой.
  • Если однородные члены предложения соединяются союзами а или но, ставится за­пятая.
  • Если однородные члены предложения соединяются союзом и, запятая не ставится; если соединяются повторяющимися союза­ми и, запятая ставится.
  • Союзы и, а, но соединяют однородные члены предложения.

Я попыталась привести пример с ис­пользованием некоторых эффективных, на мой взгляд, приемов в заключительной ча­сти урока — при подведении итога.

Чего можно достичь, используя приве­денные выше приемы работы?

При таком подходе к завершающему этапу урока в работе участвуют дети с раз­ным уровнем знаний, чувствуют себя не­принужденно, а поэтому уверенно и с удо­вольствием отвечают.

А самое главное, дети полюбили уроки русского языка и постигают азы грамматики с увлечением и желанием. И когда я говорю: «Сейчас, дети, прозвенит звонок. Всем спа­сибо за активное участие в работе…», — то в ответ раздаются дружные голоса ребят с про­сительной интонацией: «Давайте еще пора­ботаем. Ну, пожалуйста!..»

В качестве иллюстрации приведу урок, на котором использовались названные вы­ше приемы.

Тема: Спряжение глагола.

Цель: ознакомление с изменением гла­гола по лицам и числам; формирование умения распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем времени.

Рекомендуем другие статьи:

Ход урока

— Давайте вспомним пять «золотых» правил грамматики. Вывешиваю таблицу:

Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка. Часть №5.

Дети сообщают правила.

Первое правило: «Пишу красиво, чи­сто, аккуратно, грамотно».

Второе правило: «Начало предложе­ния пишу с большой буквы. Если предложе­ние повествовательное, то в конце ставлю точку».

Третье правило: «Помню о красной строке при записи заданий и частей текста».

Четвертое правило: «Использую пе­ренос слов с одной строки на другую».

Пятое правило: «При письме прогова­риваю слова по слогам».

— На уроке учимся быть внимательны­ми, сообразительными, активными. Рабо­таем быстро, пишем красиво, — говорит учитель.

На доске записано:

Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка. Часть №5.

— Спишите так же красиво, как дано на доске. А от чего мы испытываем радость? (От хорошего настроения, от результатов своей работы.)

Да, вы правы, ребята. Радость — это чувство удовлетворения. Она облегчает труд в школе.

Подберите однокоренные слова. На доске появляется запись: радостный радостно радовать Напишите эти слова. «Озвучьте» последнее слово. (Это глагол неопределенной формы. Отвечает на вопрос что делать? Суффикс -ть.)

Почему он так называется? (Нельзя определить время.)

Образуйте глаголы настоящего времени. (Радует, радуются.)

А что может рассказать о себе глагол?

Ответы детей.

Я … часть речи.

Я … обозначаю действие пред­мета.

Я … отвечаю на вопросы: что делает? что делают? (и подобные вопросы).

Я … изменяюсь по временам и числам (в прошедшем времени).

Я … имею начальную (неопре­деленную) форму.

Я … в предложении чаще всего бываю сказуемым.

— Молодцы! Я очень рада. Вы хорошо помогли глаголу.

Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка. Часть №6.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *