Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка. Часть №6.

Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка. Часть №5.

А.А. ЛОНШАКОВА,
учитель средней школы № 25 г. Северодвинска, Архангельская область

А теперь — внимание! Я предлагаю вам новые задания.

Задание 1.

У доски работает один ученик.

1) Вставь пропущенные буквы. Разбери по частям речи. Определи падеж имен су­ществительных.

Рад.сть обл.гч.ет тру. в школ. .

Задание 2.

Работу на листочках выполняют три ученика. Они получают карточки, на каж­дой из которых записаны задания.

Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка. Часть №6.

Задание 3.

Остальные дети выполняют работу кол­лективно, с записью в тетради. На доске:

Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка. Часть №6.

Прошу детей восстановить предложе­ние. Учащиеся подбирают слова, подходя­щие к указанным орфограммам.

Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка. Часть №6.

— Подчеркните основу предложения. Разберите его по членам предложения. (Это задание предлагаю выполнить сильным ученикам.)

Ответ ученика: «Основу предложения составляют подлежащее и сказуемое. Под­лежащее обозначает, о ком или о чем гово­рится в предложении, и отвечает на вопро­сы: кто ? что ?

В предложении говорится о ребятах. Ставлю вопрос: кто? — ребята. Это подле­жащее. Подчеркиваю подлежащее одной чертой.

Сказуемое связано с подлежащим, пока­зывает, что о нем говорится, и отвечает на вопросы:что делать? что сделать?

Что говорится о ребятах? Что они испытывают. Это слово сказуемое. Под­черкиваю его двумя чертами».

Проверяю задание 1 и оцениваю его.

Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка. Часть №6.

Задание 2 проверяю и оцениваю в конце урока.

— Посмотрите на доску. (Открываю запись.)

Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка. Часть №6.

— Догадайтесь, что это за человечки? (Глагол и местоимение!)

Что о них можно сказать? (Это части речи.) С глаголом мы уже поработали, теперь перейдем к местоимению. «Прочитайте» ребус.

— Местоимение указывает на предмет, но не называет его, — отвечают учащиеся.

— Что может рассказать о себе место­имение?

Вот как отвечают дети.

Я … часть речи.

Я … имею три лица и два числа.

Я … изменяюсь по падежам.

Я … в речи заменяю существи­тельное, прилагательное, числи­тельное.

Я … я могу употребляться с предлогами.

— Молодцы! Мне очень радостно слы­шать правильные ответы.

Глагол и местоимение, дружно взявшись за руки, принесли нам новую тему — «Спряжение».

Что такое спряжение, мы сейчас узнаем. Послушайте, что я сейчас расскажу вам о глаголе и местоимении.

… Долго им пришлось идти,
Чтоб спряженье принести,
Научить они хотят,
Как глагол нам проспрягать.

Сейчас будем учиться спрягать глаголы, узнаем, как они изменяются и распознаются в речи. Будьте внимательны.

Обращаю внимание детей на правую сторону записи, спрашиваю:

— Это местоимения? (Да.)

Сколько их? (Шесть.)

На сколько групп их можно разделить? (На три группы. Три группы — три лица.)

Выберите местоимения 1-го лица. (Ме­стоимения я и мы.)

Запишем их. Я буду писать на доске, а вы — в тетради.

1 л. я                              мы

Выберите местоимения 2-го лица. (Ме­стоимения ты и вы.)

Запишите их. Я запишу на доске.

2 л. ты вы

Выберите местоимения 3-го лица. (Это местоимения он и они.)

Запишите их, а я продолжу запись на доске.

2л. он             они

Получилась запись:

1 л.  я          мы

2 л. ты          вы

3 л. он       они

Что можно сказать о местоимениях, за­писанных в левом столбике? (Это место­имения в единственном числе.)

Что можно сказать о местоимениях, за­писанных в правом столбике? (Это место­имения во множественном числе.)

Запишите сверху над левым столби­ком — единственное число, над правым — множественное число.

А теперь глаголы петь и стучать изме­ните по лицам и числам. Образуйте глаголы настоящего времени в единственном числе. (Пою, стучу.) Запишите их в таблицу.

Таким образом проводится коллективная работа над заполнением таблицы с измене­нием глаголов с ударными окончаниями по лицам и числам в настоящем времени.

Получается такая запись на доске, а у детей — в тетради.

— Что же у нас получилось? Давайте хо­ром прочитаем.

Как изменяли глагол? (Глагол изменяли по лицам и числам.)

Какая часть слова изменилась? (Окон­чание.)

Давайте его выделим □ во всех гла­голах.

Ребята, у нас получилось … спряжение.

Может быть, вы сами скажете, что же та­кое спряжение? Что значит «проспрягать» глагол?

(Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам. «Проспрягать» глагол — значит изменить □ по лицам и числам.)

— А какую зарядку может предложить глагол? (Выполнить действия.)

Предположим, что я — «местоимение». Буду наблюдать за вами.

Встали. Присели. Поднялись. Попрыга­ли. Улыбнулись. Похлопали в ладоши. Се­ли. Продолжаем работать дальше.

Дома я предлагаю вам проспрягать гла­голы расти, говорить. Можете составить 1-2 предложения с этими глаголами в лю­бом лице и числе.

Ребята, а какая часть слова у нас не из­менялась? (Основа.)

Давайте ее сотрем с доски. Что же у нас осталось? (Осталось окончание.)

А сейчас один ученик с места будет спрягать глаголы нести, лететь в единст­венном числе, а потом остальные (хо­ром) — во множественном числе.

Глагол и местоимения дружат, вместе пришли к нам на урок, крепко взявшись за руки. Сейчас мы будем учиться определять лицо и число глаголов.

Чтобы правильно определить лицо гла­гола, что для этого необходимо сделать? (Подставить местоимение.)

Молодцы! Вы очень догадливы.

Я предлагаю вам определить лицо и чис­ло глаголов. Выполните упражнение № 355. (Учебник «Русский язык» для III класса М.Л. Закожурниковой и др.) Дети записыва­ют самостоятельно, затем зачитывают то, что написали.

Затем по просьбе учителя один ученик зачитывает только выделенные им оконча­ния. Дети проверяют у себя по тетради.

 

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *