О преподавании пропедевтического курса «История Отечества» (начало)

О преподавании пропедевтического курса «История Отечества»

В классах компенсирующего обучения

Е.П. ЕГРАШИНА,
средняя школа № 4 г. Мирного Архангельской области

Из своего 19-летнего педагогического стажа 7 лет отработала в классах компенсирующего обучения, накоплен определенный опыт. И сейчас мне хотелось бы поделиться своими размышлениями по поводу преподавания в таких классах.

Итак, как же, не перегружая детей, с минимальными затратами, овладеть знаниями, умениями и навыками, предусмотренными Госстандартом. На этот вопрос каждый учитель отвечает по-своему. На мой взгляд, особенно созвучно нашему времени стремление учителей к такому обучению, которое затрагивало бы одновременно и ум, и сердце ребенка. Это возможно, по мнению методиста В. Волжанина, когда прошлое воспроизводится, «в четких, трепетно-ярких образах, в изумительных по своей выпуклой живости картинках» (В. Волжанин «История как предмет начального обучения»). Да и К. Д. Ушинский в свое время говорил, что ребенок мыслит формами, звуками, красками, ощущениями.

Вот почему я стараюсь, чтобы все это в системе присутствовало как на уроках, так и во внеклассной работе.

Начну с того, что исторический материал только тогда будет усвоен, когда урок будет базироваться на трех китах:

  • конкретности;
  • динамичности;
  • эмоциональности.

Как же добиться всего этого, как сделать так, чтобы память не была перегружена, а мысль при этом не бездействовала? Ведь речь-то идет о классах компенсирующего обучения, где и память обычно кратковременная, и скорость мыслительных операций низкая, вялая. Начну с проверки домашнего задания. Прежде всего стараюсь, чтобы оно было учащимся по силам. Поясню на примере.

Александр Невский. В качестве домашнего задания предлагалось с помощью математического столбика вычислить, в каком году он родился, если на момент Ледового побоища ему было 22 года (1242 — 22 = 1220). Учащимся сложно перенестись в XIII век.

Психологически их настраиваю: «Не пугайтесь! Примерим на себя. В каком году вы родились, если в 2000 году вам 11 лет?» И вот здесь для многих наступает ясность, как определить год рождения Александра Невского. Оказывается, точно также, как и свой собственный. Вот так ненавязчиво даю инструктаж по выполнению домашнего задания.

Проходили тему «Декабристы». Дома надо было объяснить значение четырех слов:

Картечь, декабристы, каторга, ссылка.

При проверке домашнего задания обращаюсь к классу с такими словами: «Подумайте, какие два слова у меня спрятаны в мешочке, если они начинаются на одну букву (каторга, картечь)». Второй вопрос идет уже с подключением действия и слухового анализатора: «Как вы думаете, что за слово вы будете объяснять, если кубик звучит так?» (В пластмассовый кубик — он разъемный — заранее насыпаю игрушечную дробь и гремлю им, как погремушкой.) (Картечь — снаряд, начиненный дробью.) Ну и, говоря о домашнем задании, нельзя не упомянуть о посильной его дозировке. Перегрузки не будет исключительно при качественной отработке материала на уроке. Как же ее, эту качественную отработку, сделать фактом?

Прежде всего стараюсь, чтобы к процессу обучения было подключено, по возможности, как можно большее количество анализаторов.

Как запомнить, что первая печатная книга называлась «Апостол»?

Конечно же, с помощью ребуса! Кстати составленного в ходе недели истории самими детьми!

О преподавании пропедевтического курса «История Отечества» (начало)

А понятие вечевого схода (народного собрания). Как сделать, чтобы оно осталось в головах учащихся?

О преподавании пропедевтического курса «История Отечества» (начало)

(Здесь и звучит мини-колокол, и подключается иллюстрация, и отгадывается ребус.) Вспоминаем и этимологию слова — от старославянского «вещать» (говорить). Вот так комплексно подходим к запоминанию того, что запомнить сложно, но необходимо.

О преподавании пропедевтического курса «История Отечества» (окончание)

Похожие статьи:

  • Электронное приложение к букварю Урок обучения грамоте Ю.В. КАРАКУРЧИ, Учитель-методист, Некоммерческое партнерство «Телешкола», Москва Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования […]
  • О преподавании пропедевтического курса «История Отечества» (окончание) О преподавании пропедевтического курса «История Отечества» В классах компенсирующего обучения Е.П. ЕГРАШИНА, средняя школа № 4 г. Мирного Архангельской области О преподавании […]
  • Учимся находить противоположности. Занятие №21. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №21. Задачи Актуализировать у детей самооценочную деятельность. Развивать диалектический взгляд на […]
  • Урок №19. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №19. Задачи Развивать умение думать сообща. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, […]
  • Учебник как основа построения развивающего урока математики. Часть №2. Г.Г. ШМЫРЕВА, профессор Владимирского ГПУ С.М. НЕСТЕРОВИЧ, учитель школы № 19 г. Владимира Учебник как основа построения развивающего урока математики. Часть №1. 5. На арене жонглеры […]
  • Какие мотивы у других? Занятие №7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №7. Задачи Содействовать осознанию детьми собственных мотивов поведения. Научить детей анализировать мотивы […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *