О преподавании пропедевтического курса «История Отечества» (окончание)

О преподавании пропедевтического курса «История Отечества»

В классах компенсирующего обучения

Е.П. ЕГРАШИНА,
средняя школа № 4 г. Мирного Архангельской области

О преподавании пропедевтического курса «История Отечества» (начало)

При изучении верований восточных славян лепят водяного — хозяина рек, озер и болот (дедушка водяной — хозяин под водой), лешего (в лесу родился — пням молился), домового.

Что-то зарисовывается, что-то моделируется (изба восточного славянина). То есть умственный труд закрепляется действием, что, в свою очередь, закрепляет в сознании ученика правильные исторические представления.

Сделаешь орудие труда и на всю жизнь запомнишь, для чего применялся цеп, а для чего борона-суковатка.

Теперь вот еще какой момент. Всем известно, что образование надо не только «дать», но и «взять». Чтобы этот процесс был более осознанным, даже в классах компенсирую

щего обучения стараюсь работать на дальнюю перспективу. Суть в следующем. Детям говорю: «Когда будете сдавать экзамены за курс средней школы или при поступлении в институт, получив вопрос о Куликовской битве, вспомните предложение, составленное мною специально для вас, в котором обилие букв д: Диву даешься на победу Дмитрия Донского на Куликовом поле». При желании ученик может «выжать» очень многое из данного предложения. Почему диву даешься?

Во-первых, это была первая крупная победа русских над монголо-татарами.

Во-вторых, татарская конница смела свою собственную пехоту, так стремительно она пыталась исчезнуть с поля боя. А победил в той битве князь Дмитрий, который за победу на Дону был прозван Донским. Случилось же это на Куликовом поле.

Теперь целесообразно перейти к хронологии. Итак, даты. Вроде должно быть скучно запоминать события 1000-летней давности. Вывод один: надо играть. И играем: с мячом, с кубиком, на гранях которого написаны различные даты.

О преподавании пропедевтического курса «История Отечества» (окончание)

Но чтобы чувствовалась связь не только числовая, а и генеалогическая,чтобы история воспринималась во взаимосвязи и взаимодействии, говорю: «Посмотрите, при Дмитрии Донском была одна крупная победа над монголо-татарами, а при его правнуке Иване III Русь полностью освободилась от золотоордынских ханов».

О преподавании пропедевтического курса «История Отечества» (окончание)

Далее я хотела напомнить слова А.М. Горького: «Всем хорошим во мне я обязан книгам.» Вот почему, начиная новую тему, я привлекаю внимание к выставке «Что читать?», ориентирую на то, чтобы дети подошли, полюбопытствовали, полистали книги, настраиваю на то, что «просвещенный человек никогда сытости в познании не имеет.» На уроке постоянно звучат стихотворные строки Н.П. Кончаловского, как при изучении дат, так и при формулировке целых тем: «Быль о Разине Степане о казачьем атамане», «Мастер Федоров Иван и его печатный стан».

«Был страшный год,
Когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя, внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня.»

(1237 г.)

Необычность звучания темы тоже льет воду на нужную мельницу. У детей с первых секунд урока пробуждается интерес, они с удовольствием повторяют стихотворные строчки и естественно, непроизвольно запоминают. А это особенно ценно.

Логика, стройность при изложении учебного материала — один из признаков повышения качества преподавания истории. Но бывают моменты, когда сделать это, на первый взгляд, достаточно сложно. Вот посмотрите. Рубрика «Проверь себя», викторина. Скажи, где:

  • имелись Золотые ворота;
  • были построены Софийские соборы;
  • находилась библиотека князя Ярослава Мудрого;
  • писали на бересте;
  • выбирали посадника;
  • встретились князь Юрий Долгорукий со своим союзником князем Святославом[1].

То, что в учебнике есть такая рубрика — замечательно. Наличие ее позволяет сконцентрировать внимание учащихся на том, что знать необходимо. Но если отвечать на каждое «где» в отдельности, то, как показывает опыт, в головах у некоторых учащихся полный винегрет. Осенило: надо свести все в таблицу. А поскольку в викторине постоянно фигурировало слово «где», то классификация шла по географическим названиям.

О преподавании пропедевтического курса «История Отечества» (окончание)

Итог: три момента по Киеву, три момента по Новгороду и один ключевой момент по Москве.

Когда внимание учащихся было сфокусировано на проблеме таким образом, сразу все стало на свои места, образно говоря, ученики увидели берег, к которому надо плыть.

А как приятно бывает на уроке детям вспомнить свой почти младенческий возраст.

При прохождении Отечественной войны 1812 года к ребятам обращаюсь со словами: «Давайте вспомним детство, как вы учились рисовать человека, когда были совсем крошечные?» (Точка, точка, запятая…) А теперь этот же самый человечек нам поможет запомнить план французского командования.

(Наполеон сказал: если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги, если я захвачу Петербург — я возьму Россию за голову, если я займу Москву — я поражу Россию в самое сердце.) Теперь высказывание Наполеона твердо останется в памяти третьеклассников.

Хотелось бы сказать еще вот о чем. Всем известно, что повторение — мать учения. Вот почему к фундаментальным, основополагающим моментам надо возвращаться ежеурочно, но каждый раз стараться делать это на более высоком уровне.

Материал необходимо отрабатывать без так называемого «натаскивания», от которого появляется оскомина, повторять всякий раз под разным углом и с разных сторон. Мало того, надо суметь проверить его с элементами новизны. И проверить так, чтобы сама проверочная работа несла что-то радостное. Для классов компенсирующего обучения это особенно важно. Вот почему, составляя текст проверочной работы, стараюсь разнообразить ее так называемыми блеф вопросами по типу: «Веришь ли ты, что… (далее идет ерунда, нелепица) восточные славяне на головы надевали чепчики с кружевами, а на ноги кожаные сапоги на высоких каблуках?» От «ахинейности» поставленного вопроса один вариант получает массу удовольствия, в то время как другому приходится со всей серьезностью демонстрировать знания относительно одежды восточных славян.

Если я проверяю хронологию, то стараюсь это сделать так, чтобы в результате проверки у детей (если задание сделано верно), на память остался или стилизованный флажок, или звездочка.

Они красуются за обложками дневников и тетрадей, я чувствую, что дети дорожат результатами своего труда. И меня, как учителя, такой поворот дела только радует.

Приучать к отчетливости и последовательности можно по-разному. Я, например, делаю это путем построения логической цепочки, где все начинается с одной буквы.

лапти — лыко — липа (Лапти плелись из лыка, а лыко — внутренняя часть коры липы.)

гончар — глина — горшки (Гончар из глины делает горшки.)

И сразу выстраивается система, и учиться становится легко и приятно.

Я коротко рассказала о некоторых методических приемах, которыми пользуюсь при работе с детьми группы риска.

Мой практический опыт показывает, что если правильно оценить характер отклонений у таких детей, суметь найти наиболее эффективные способы индивидуальной работы, то, несомненно, весь «набор» трудностей со временем исчезнет, дети плавно вольются в классы возрастной нормы, т.е. классы компенсирующего обучения выполнят свою основную функцию.

[1] Ворожейкина Н.И., Соловьев В.М., Студеникин М.Т. Рассказы по родной истории, V класс. — М., «Просвещение», 1997. — С. 51.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *