Прием печатания новой буквы

На уроках обучения грамоте я использую прием печатания новой буквы. Но обратила внимание, что детям это неинтересно и, более того, утомительно. Поэтому к каждой букве я подобрала или придумала небольшое стихотворение (или загадку), под которым поместила подходящий к нему рисунок, причем такой величины, чтобы дети могли в нем печатать, а ниже — занимательный материал. В нижней части страницы расположила «ленту букв», которую дети должны заполнить сами. И так на каждую букву. Получилась целая тетрадь. Мои учащиеся-выпускники помогли оформить такие тетради каждому первокласснику.

Для первоклашек это был праздник! Как им нравилось работать с этой тетрадью: привлекали и цветные картинки, и ребусы. И, возможно, именно работа с этой тетрадью позволила ребятам достичь хороших результатов в навыке чтения. По окончании букварного периода они читали все достаточно бегло и без ошибок. Работа с тетрадью очень проста и не занимает много времени на уроке.

Приведу пример работы с тетрадью. Изучаем буквы Ф, ф.

Ф, ф

Фокусник ловко из шляпы достал
Шарф разноцветный, очки, к ним футляр.
Достал фиолетовый шарик, и вот —
Красный флажок, наконец, достаёт.

Прием печатания новой буквы

(Здесь помещается «лента букв».)

Перед началом работы спрашиваю: — Кто из вас любит цирк? А кто видел его? Что больше всего понравилось, запомнилось?

Дети всегда с удовольствием принимают участие в беседе и непременно расскажут про фокусника.

— А знаете ли вы, что фокусника еще называют иллюзионистом?

Слово иллюзионист произошло от слова иллюзия. Как вы понимаете это слово, что оно обозначает?

А теперь прочитаем о нем стихотворение (читают или дети, которые к этому времени уже читают достаточно бегло, или я сама).

Какие предметы доставал фокусник из шляпы?

В названии каких предметов вам встретился согласный звук [ф]?

Дети перечисляют слова и, как правило, называют слово ловко.

— Давайте посмотрим, все ли слова мы назвали правильно. Найдите в стихотворении слова с буквой ф и обведите ее.

— Есть ли буква ф в слове ловко? (Дети уже встречались с этим правилом и поэтому сами могут объяснить написание слова.)

Посмотрите, ниже у вас нарисован флажок, который достал фокусник. Давайте и мы станем фокусниками. Возьмите в руку вашу «волшебную палочку» (карандаш) и украсьте флажок узором. А узор не простой. Это буква ф.

Я показываю образец печатной буквы на доске, а дети выполняют его на флажке и дополняют гласными. Дети прочитывают слоги, договаривают их до целых слов. Некоторые слова печатают.

— Давайте узнаем, что подарили зрители фокуснику. Посмотрите, в этом слове тоже есть слог с новой буквой. Прочтите этот слог. Разгадайте ребус (фиалки).

Как и в начале урока, далее проводится работа по учебнику. Тему работы в тетради я стараюсь приблизить к теме текста, данного в учебнике.

При закреплении идет работа с «лентой букв». Обобщая полученные знания о новой букве, дети сами определяют место буквы на ленте и вписывают ее.

Е. Г. ГРУЗДЕВА,
учитель средней школы № 3 г. Осинники Кемеровской области

 

 

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *