Программа “Солнышко”. 2-й класс

О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва

ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО»

для социально-психологической адаптации детей в начальной школе

1 занятие в 2 недели. Всего — 16 занятий

Рекомендуем другие статьи:
  1. С. Введение. Повторение правил, целей и задач курса. Основная цель —изучение самого себя. Вспоминаем чувства — игра «Море волнуется». Важность доверия в классе. Рисунок «Мой летний портрет».
  2. С. Повторение. Умение слушать. Игра «Испорченный телефон» — «летние» слова. «Я доверяю свой летний портрет всему классу». Каждый ребенок вывешивает свой портрет на доске, отвечает на любые вопросы. Игра «необычность и схожесть каждого» — анализ летних портретов.
  3. С. «Доверяю свой летний портрет всему классу». Окончание. Умение слушать.
  4. В. Активное и пассивное слушание. Активно слушать — смотреть на собеседника, реагировать на услышанное, задавать встречные вопросы. Важность умения активно слушать. Работа в парах: в течение одной минуты ребенок рассказывает партнеру о себе как можно больше; партнер воспроизводит услышанное; партнеры меняются местами. Отмечаются лучшие пары.
  5. С. Чувство волнения. Игра «Видеотелефон». Мимика чувства волнения. Активное слушание в парах: «Я очень волновался, когда…» Рассказать вслух о том, что услышали от собеседника. Обсуждение: «Полезно или вредно волноваться?»
  6. С. Пути преодоления волнения. Мозговой штурм. Предложения фиксируются на доске. Ведущий рассказывает о том, что внутри каждого есть свой Царь Волнения, которого в трудную минуту можно попросить взять все волнения на себя. Предложить каждому учащемуся нарисовать своего собственного Царя Волнения, постараться представить, какой он. Ведущий на доске рисует свой собственный пример.
  7. С. Чувства. Обобщение. Игра. Класс разбивается на три команды (три шеренги). Первый игрок на спине впереди стоящего рисует лицо человека, на котором отображается какое-то чувство. Рисует указательным пальцем, вместо ластика использует ладошку. Если впереди стоящий отгадывает, как ему кажется, рисунок, то он кивает и рисует пальцем на спине следующего. Если не отгадывает, то отрицательно вертит головой и ждет повторного рисунка. Чувства — наши помощники (см. Приложение).
  8. В. Умения. В жизни важно что-то уметь. Есть такие умения, которые помогают чувствовать себя хорошо. Умение дружить. Первые дружеские шаги — умение делиться и разделять. Мозговой штурм: «Что это значит? Чем можно делиться? Что можно разделять?» Пример неразделенности: трое шепчутся — один в стороне (разыграть сценку в классе с добровольцами). Помочь понять, что мы все грустим и чувствуем себя отвергнутыми, если кто-либо не хочет поделиться с нами.
  9. В. Умение разделять. Важность умения. Предложить суметь разделить что-либо с любым человеком в классе. Каждому наугад достается фамилия одного из присутствующих в классе. На специальном красивом бланке (приготовленном ведущим заранее) нужно нарисовать что-либо под словами: «Здесь нарисовано то, что я хочу разделить с тобой!» Вручаем рисунки. Еще раз делаем вывод о важности умения разделять.
  10. В. Умение делиться и хранить тайны. Умение делиться дает нам хорошие отношения, дружбу, тепло. Чем нельзя делиться? Нужно ли уметь хранить тайну? Почему? Мозговой штурм. Практическая задача: не раскрыть тайну и не обидеть друга. Добровольцы разыгрывают ситуацию: трое шепчутся — один подходит к ним. Что будет дальше? Помочь детям найти выход: обязательно извиниться, объяснить причины своего поведения, объяснить, что не хотят быть предателями, предложить обиженному ребенку сделать для него что-то хорошее и сделать это. Умение хранить тайну укрепляет дружбу, доверие и уважение к человеку.
  11. В. Умение сотрудничать. Мозговой штурм: «Что такое «сотрудничать»? Когда мы сотрудничаем?» Задание двум командам: посотрудничать — нарисовать две общие картины. Каждый участник выходит к доске по очереди и должен продолжать рисунок до команды «стоп». Обсуждение сложностей при сотрудничестве — необходимость взаимопонимания и поддержки.
  12. В. Умение сотрудничать. Продолжение. Практикум. Общие рисунки животных на доске. Учет предыдущих ошибок. Умение понимать друг друга.
  13. В. Сотрудничество в семье. «Семейные созвездия». «Я в семье». Обсуждение вопросов: «Можно ли семью назвать созвездием? Почему?» Любовь как основа семейных отношений. Помочь осознать свою позицию в семье. Нарисовать каждому свое семейное созвездие. Ведущий рисует пример своего семейного созвездия на доске. Какие роли у каждого в семье? Роль сына-дочки, брата-сестры, внука-внучки. Обязанности детей и родителей в семье. Выписать на доске. Вывод: общие обязанности! Мы — сотрудники!
  14. В. Братья и сестры. Взаимоотношения. Наша позиция в семье часто определяет наше поведение. Обсудить, как меняется поведение ребенка в зависимости от того, старший ли он, средний, младший или единственный. Круг доверия: рассказать, что приятно в твоей позиции, а что нет.
  15. В. Братья и сестры. Взаимоотношения. Обсуждение: «Чем для нас хороши наши братья и сестры, а чем плохи?» Объяснить, что нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей. Есть поступки, дела людей — иногда плохие, иногда хорошие. Игра в «монстриков». Предложить добровольцам вытянуть карточку с изображением плохого или хорошего монстра (можно использовать игрушки). Ответить, что хорошего вы сделали для брата или сестры, а что плохого? А они для вас? Посоветовать не разрешать плохому монстру вселяться в вас.
  16. С. Итоги. Что понравилось, что нет в курсе «Солнышко»? Выводы. Игры по желанию.

Похожие статьи:

  • Программа “Солнышко”. 4-й класс О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе 1 занятие в 2 недели. Всего — 16 […]
  • Программа “Солнышко”. 3-й класс О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе 1 занятие в 2 недели. Всего — 16 […]
  • Программа «Солнышко». 1-й класс О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе 1 занятие в неделю. Всего — 30 […]
  • Методика и технология учебного курса «Нравственные основы жизни человека». Часть №2. Продолжение. Часть №1. IV–V класс Н.Е. ЩУРКОВА, доктор педагогических наук, профессор, Московский институт открытого образования Культурологические средства являются значительным […]
  • Что я знаю о памяти. Занятие №16. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №16. Задачи Мотивировать детей на тренировку своей памяти. Закрепить способы эффективного запоминания. Повторить […]
  • ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе Цели Обеспечение адаптации детей в школе, к […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *