Программа “Солнышко”. Приложение. 2-й класс, 7-й урок.

О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва

ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО»

для социально-психологической адаптации детей в начальной школе

Приложение. 2-й КЛАСС, 7-й урок

Тема. Разные человеческие чувства. Обобщение.
Цель. Подвести итоги по ранее изученному материалу. Сделать вывод: «Чувства — наши помощники».
Методы. Обсуждение, ответы на вопросы, игры.
Материалы. Оранжевое игрушечное солнышко; мягкая пушистая игрушка по имени Фази, надетая на руку ведущего; мягкий небольшой мяч; 4–5 заранее приготовленных небольших рисунка человеческого лица с разной мимикой (грусти, страха, гнева, радости, стыда).

ХОД УРОКА

Ведущий вывешивает на доску оранжевое солнышко и объявляет о начале урока. Из пакета появляется Фази и надевается на руку ведущего. Ведущий и Фази традиционно приветствуют детей и учителя, разводя руки в стороны и улыбаясь.

Ведущий сообщает детям о том, что на нашем необычном уроке их ждет сегодня необычная контрольная работа: сначала мы будем отвечать на трудные вопросы, а потом будем рисовать, но не на бумаге и не карандашом! По ответам и рисункам детей мы сегодня постараемся понять, чему ребята научились на уроках «Солнышка».

Но сначала детям предлагается поразмяться и поиграть в игру «Это Я!». Напоминаются правила игры: ведущий задает вопросы; если вопрос касается тебя, то встань и скажи «Это Я!»; произносить ответ нужно дружно, с оглядкой на тех детей, которые тоже встали; ответив, нужно быстро сесть на место и быть готовым к следующему вопросу. Вопросы могут быть, например, такими:

  • Кто сегодня пришел в школу?
  • Кто помнит, какое сегодня число?
  • А кто помнит, какой сегодня месяц?
  • Кто помнит, какой праздник нас ждет в конце этого месяца?
  • Кто помнит, какие два человека обязательно придут нас поздравлять?
  • Кто знает, из чего они сделаны?
  • Кто знает, где они живут?
  • Кто знает, что надо сделать, чтобы непременно получить подарок?
  • Кто знает, какие чувства мы будем испытывать, когда получим желанный подарок?

Игра заканчивается, и ведущий переходит к теме «Чувства». Ребят просят назвать те чувства, которые мы особенно долго изучали. Ответы фиксируются на доске: радость, грусть, гнев, страх, стыд, волнение, любовь.

Предлагаются «сложные» вопросы:

  • Почему мы изучали достаточно долго именно эти чувства, ведь мы можем перечислить еще много разных других? (Потому что испытываем их чаще других.)
  • Как называют человека, который не испытывает никаких чувств? (Бесчувственный.)
  • Испытывать разные человеческие чувства — это хорошо или плохо? (Это нормально!)
  • Зачем нам нужны чувства? Что они означают? (Чувства наши помощники, они часто нас предупреждают о наших ошибках, об опасности, рассказывают о наших отношениях с людьми.)
  • Что означает страх? (Предупреждает об опасности.)
  • Что означает стыд? (Что я сделал что-то не так.)
  • Что означает радость? (Что происходит что-то хорошее.)
  • Что означает волнение за другого человека? (Что ты его любишь.)

Ведущий и Фази хвалят детей за ответы.

Ведущий напоминает, что мы научились правильно изображать и распознавать чувства. Предлагается игра «Море волнуется» Дети, стоя, раскачивают руками и произносят: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три — чувство радости (грусти, страха, стыда…) замри». Фази хвалит наиболее удачную и выразительную мимику детей.

Ведущий делит учеников на 3–5 команд (по 4–5 человек). Дети встают друг за другом так, чтобы можно было свободно дотронуться рукой до впереди стоящего. Ведущий объясняет, что сейчас дети по цепочке от последнего к первому будут рисовать лицо человека с определенной мимикой указательным пальцем на спине впереди стоящего. Последний, стоящий в цепочке, получает от ведущего заранее приготовленный рисунок и никому его не показывает. Детям объясняется, что вместо ластика можно использовать ладошку. Последний ребенок копирует рисунок на спине впереди стоящего, тот, в свою очередь, рисует то, что понял, на спине следующего и т.д. Когда же очередь доходит до первого, то он берет мел и рисует то, что понял, на доске. Так работают все команды. В итоге ведущий и дети определяют мимику каждого нарисованного лица и сверяют полученные и заранее приготовленные рисунки. Ведущий подчеркивает сложность проделанной работы и хвалит детей.

Ведущий еще раз вместе с детьми делает вывод о важной роли чувств в жизни каждого человека. Чувства — наши помощники!

Ведущий и Фази прощаются с детьми.

Похожие статьи:

  • Загадка психоочестителя №2. Занятие №9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №9. Задачи Закрепить усвоенный на предыдущем занятии материал. Развивать у детей рефлексивные способности. […]
  • Программа “Солнышко”. Приложение. 4-й класс, 12-й урок. О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе Приложение. 4-й КЛАСС, 12-й урок Тема. […]
  • Мое внимание. Занятие №7. Психологическая азбука для первоклассников. Развивающие уроки. Занятие №7. Мое внимание. Задачи. Знакомство детей с предметным содержанием поня­тия «внимание»; осознание детьми […]
  • Какие мотивы у других? Занятие №7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №7. Задачи Содействовать осознанию детьми собственных мотивов поведения. Научить детей анализировать мотивы […]
  • О преподавании пропедевтического курса «История Отечества» (начало) О преподавании пропедевтического курса «История Отечества» В классах компенсирующего обучения Е.П. ЕГРАШИНА, средняя школа № 4 г. Мирного Архангельской области Из своего 19-летнего […]
  • Мир увлечений моей семьи. Родительское собрание. Родительское собрание. II класс Л.В. САМОХВАЛОВА, учитель начальных классов, школа № 45, г. Мурманск Цели: координация и интеграция усилий школы и семьи в создании благоприятных условий […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *