Программа «Солнышко». 1-й класс

О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва

ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО»

для социально-психологической адаптации детей в начальной школе

1 занятие в неделю. Всего — 30 занятий

  1. С. Введение в курс «Солнышко». Ознакомление детей с основными правилами, целями, задачами, ведущими курса. Игра «Испорченный телефон» как тренировка соблюдения правил (см. Приложение).
  2. С. Повторение правил курса. Идея необычности, уникальности каждого. Обсуждение вопроса: «Есть ли кто-то другой, полностью похожий на вас?» Предложить нарисовать и обсудить то, что заставляет ребенка считать себя необычным. Важность идеи необычности. Устроить на доске выставку детских рисунков.
  3. С. Необычность и сходство каждого. Обсуждение вопроса: «Чем мы все похожи?» Важность сходства интересов, мнений, вкусов.
  4. С. Доверие. Опасные шаги откровенности. Установление отношений доверия и открытости на уроке «Солнышко». Обсуждение вопроса: «Почему есть риск в том, чтобы доверить другим свои мысли?» Особое соблюдение правила «Не унижай!». Дети по очереди отвечают на вопросы: какая у тебя любимая еда, фильм, цветок, телепередача…; кто самый хороший человек в мире; что ты делаешь, когда тебе грустно, весело, страшно…; каким тебе больше хочется быть — богатым, известным или счастливым и т.д. Вопросы заранее подготовлены и сложены в коробку с названием «Риск».
  5. С. Опасные шаги откровенности. Продолжение. Дать «рискнуть» каждому ребенку. Поощрить откровенность.
  6. С. Опасные шаги откровенности. Окончание. Выводы о ценности доверия в классе, в котором еще учиться 10 лет.
  7. С. Разные человеческие чувства. Обсуждение вопроса: «Что такое чувства?» Предложить детям представить, что у людей нет чувств. Кто такой бесчувственный человек? Чувства-состояния (голод, холод, боль) и чувства-переживания (грусть, радость, любовь). Примеры. Игра «Море волнуется» — изображение чувств. Научиться распознавать разные чувства.
  8. С. Чувство гнева. Научить детей распознавать у себя и у других чувство гнева. Обсуждение вопросов: «Сердимся ли мы? Что мы делаем, когда сердимся? На кого из ребят класса кто-либо сердился? Как он себя вел?» Мимика сердитого лица: показываем и рисуем.
  9. С. Игра «Испорченный телефон» — передаем «сердитое», но не обидное слово. Почему я сержусь? Попросить каждого вспомнить, нарисовать и рассказать, когда он в последний раз сердился и почему. Хорошо или плохо — сердиться? Ведущий рассказывает о том, как он сам сердился, и спрашивает ребят, можно ли было в этой ситуации не сердиться. Чувствовать гнев — это нормально! Ненормально — обижать другого, когда сердишься.
  10. С. Как преодолеть гнев. Мозговой штурм — записать все предлагаемые способы справиться со своим гневом. Ведущему подсказать свои способы. Предложить придумать хороший выход из своей ситуации.
  11. С. Чувство грусти. Игра «Испорченный телефон» — передаем грустное слово. Научиться распознавать чувство грусти. Мимика грустного лица. Рисунок «Я грущу». Примеры вслух.
  12. С. Как перестать грустить. Мозговой штурм — все варианты записать на доске. Всегда ли в жизни нужно пытаться развеселиться или развеселить другого, когда грустно?
  13. С. Чувство радости. Игра «Испорченный телефон» — передаем радостное слово. Мимика радостного лица. Рисунок «Мое счастливое лицо». Игра «Рассмешить партнера».
  14. С. Умение радоваться за себя и за других. Круг доверия: «Я был счастлив, когда…»; «Однажды я сделал так, что другой человек был счастлив…»; «Почувствовать себя счастливым мне помог…». Игра «Море волнуется».
  15. С. Как доставить радость другим? Мозговой штурм. Игра «Видеотелефон» — передаем изображение чувства без слов, при помощи мимики.
  16. С. Чувство страха. Игра «Испорченный телефон» — передаем страшное слово. Мимика страха. Обсуждение: «Чего мы боимся?» Ответы фиксируем на доске. Дать высказаться каждому в классе, включая ведущих. Сделать вывод, что многие боятся одного и того же. Рассказать о страхах тела — когда мы боимся нанести вред своему телу, о страхах разума — эмоциональном страхе. Привести примеры. Рисунок «Я боюсь…» или «Я боялся…». Работа в парах — поменяться с соседом рисунками и рассказать ему о своем страхе и способах с ним справиться.
  17. С. Полезно или вредно чувства страха? Мозговой штурм. Ответы фиксировать на доске. Сделать вывод: «Страх полезен — он предупреждает об опасности, вредно много бояться. Важно уметь справляться со своими страхами».
  18. С. Как побороть страх? Мозговой штурм. Все ответы фиксировать на доске. Учитель добавляет свои способы. Рисунок своего страха как один из способов его преодоления. Рассказ о страхе как способ его преодоления. Игра «Путаница» — вместе нам не страшно!
  19. С. Чувство стыда. Игра «Видеотелефон» — повторение ранее пройденных чувств. Обсуждение: «Что такое стыд?» Рассказы детей: «Мне было стыдно, когда…» Примеры ведущих. Мимика стыда. Рисунок самого себя. Это приятное чувство?
  20. С. Как поступать так, чтобы не было стыдно? Ведущий рассказывает короткую новеллу по теме и предлагает придумать такой выход, чтобы герою не было стыдно. Обсуждение в классе. Игра «Море волнуется».
  21. С. Стыд как регулятор нашего поведения. Обсуждение вопросов: «Нужно ли нам чувство стыда? Зачем? Хорошо или плохо испытывать стыд?» Сделать вывод, что чувство стыда сигнализирует нам о том, что мы неправильно поступаем. Разбор возможных ситуаций в классе. Обсуждение в парах.
  22. С. Многообразие чувств. Игра «Видеотелефон». Назвать пять пройденных чувств: гнев, грусть, радость, страх, стыд. Назвать другие чувства. Представить мир без чувств. Сделать вывод о важной роли чувств. Важность умения правильно проявлять свои чувства.
  23. С. Многообразие чувств. Мы научились распознавать пять наиболее встречающихся чувств (повесить картинки с изображением разных чувств на доске). Игра в мяч: рассказать, при каких обстоятельствах учащийся в последний раз испытывал чувство, которое написано на верхней полоске мяча.
  24. С. Умение распознать, оценить, выразить разные чувства. Необходимость их выражения. Самое главное, доброе, красивое, большое чувство на Земле — любовь. Ведущий рассказывает сказку о «теплых пушинках» (см. Приложение). Теплые пушинки дарили друг другу сказочные человечки в знак уважения и любви. Дети распознают чувства, о которых идет речь в сказке. «Теплые пушинки» — проявления любви. Что в нашей жизни играет роль «теплых пушинок»? Деятельность: «теплые пушинки» жестами, без слов; «теплые пушинки» — добрые слова.
  25. С. Комплименты как «теплые пушинки». Игра «Испорченный телефон» — передаем «теплое» слово. Ведущий объясняет, что такое комплимент, учит детей делать честные, правдивые комплименты, учит детей получать комплименты. Круг доверия: «Мне приятно, когда… Мне нравится, как ты делаешь… Мне нравится быть с тобой, потому что…»
  26. С. Рисунок как «теплая пушинка». Обсуждение: «Всякий ли рисунок может быть «теплой пушинкой»?» Деятельность: рисунок как «теплая пушинка» в подарок любому человеку в классе.
  27. С. Игры как «теплые пушинки». Обсуждение: «Всякая ли игра может быть «теплой пушинкой»?» Играем по выбору детей.
  28. С. Праздники как «теплые пушинки». Вспоминаем праздники этого года.
  29. С. «Теплые пушинки» в нашем классе. Предлагают дети и объясняют, почему. Игра по выбору детей.
  30. С. Итоги. Игры. Прощание до следующего года.

Похожие статьи:

  • Программа “Солнышко”. 4-й класс О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе 1 занятие в 2 недели. Всего — 16 […]
  • Программа “Солнышко”. 2-й класс О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе 1 занятие в 2 недели. Всего — 16 […]
  • Программа “Солнышко”. 3-й класс О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе 1 занятие в 2 недели. Всего — 16 […]
  • Какие мотивы у других? Занятие №7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №7. Задачи Содействовать осознанию детьми собственных мотивов поведения. Научить детей анализировать мотивы […]
  • Сказка о профессоре Мышлении. Занятие №17. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №17. Задачи Познакомить детей с содержанием понятия «мышление». Развить умение анализировать, сравнивать, […]
  • Психология — знакомая незнакомка. Занятие №3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №3. Задачи Способствовать развитию у детей навыков коллективного сотрудничества. Актуализировать имеющиеся у детей […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *