ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО»

О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва

ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО»

для социально-психологической адаптации детей в начальной школе

Цели

  • Обеспечение адаптации детей в школе, к классу, к учителям.
  • Развитие самосознания ребенка, обучение анализу своих чувств, своих поступков.
  • Обучение успешному взаимодействию детей друг с дру­гом, с учителями, с родителями.
  • Реализуя цели программы, мы воспитываем и развиваем в детях конкретные жизненно необходимые навыки и умения:
  • уважать себя, опираться на самого себя, исходить из своих реальных возможностей;
  • эффективно взаимодействовать, общаться;
  • справляться с волнениями и стрессом;
  • делать выбор и принимать решение;
  • критически мыслить;
  • сопротивляться и противостоять.

Методы

Для раскрытия каждой темы используется:

  • дискуссия, обсуждение;
  • мозговой штурм (принятие без обсуждения любой версии решения вопроса);
  • работа в парах;
  • рисунок;
  • игра (детям объясняется, что игра—это не только способ получить удовольствие, но и возможность чему-либо научиться);
  • драматизация (разыгрывание различных ситуаций);
  • работа в малых группах.

Очень важно и желательно, чтобы в занятиях активное уча­стие принимали не только дети, но и учителя: выражали свое мне­ние по разным вопросам, делали рисунки, играли, работали в ма­лых группах. Иными словами, важно постараться выстроить парт­нерские отношения между детьми и взрослыми, показать возмож­ность существования этих отношений наряду с авторитарными, имеющимися в большинстве классов.

Правила

Общение и взаимодействие учеников и учителей происхо­дит по определенным правилам. Эти правила должны быть при­няты совместно и вывешены в классе. Регулируя дисциплину, учи­тель может и должен обращаться к ним. Для детей правила сфор­мулированы следующим образом:

  1. Поднимай руку (если хочешь спросить).
  2. Слушай (будь внимателен),
  3. Не унижай других (не кривляйся, не смейся).
  4. Будь на свое;м месте (не толкай, не прикасайся к другим).

Материалы

Создать особую атмосферу урока помогает игрушечное ярко- оранжевое солнышко на веревочке — символ урока «Солнышко» вывешивается на доску. Пушистая игрушка, одетая на руку веду­щего, — Фази (в переводе с английского — Пушистик) помогает налаживать контакт с маленькими детьми, вводить «скучные» пра­вила, организовывает внимание учеников. Кроме того, использу­ются небольшие цветные легкие мячи, стимулирующие детей от­вечать на трудные вопросы; несколько небольших пушистых иг­рушек; различный бумажный материал и рисунки, изготовленные ведущим.

Приемы и навыки ведущего

Такие приемы и навыки должны помочь детям быстрее стать активными участниками урока. К ним относится приветствие: иг­рушечный Фази здоровается с ребятами, широко разводя руки в стороны и наклоняя вперед голову, — ребята дружно отвечают ему тем же. Таким же образом ребята приветствуют своего классного руководителя, а он отвечает так, как ему хочется, но, как правило, таким же поклоном, непременно улыбаясь.

Таким образом, урок «Солнышко» начинается с улыбок, с символических объятий, с позитивного настроя на диалог между всеми участниками учебного и воспитательного процесса. Дру­гой прием, зарекомендовавший себя на уроках «Солнышко», — это «бесшумные аплодисменты»: любой ребенок или все вместе могут похвалить или одобрить других, подняв вверх обе руки и совершая быстро повороты кистями. Такие «аплодисменты» ни­кому не мешают работать, нравятся детям, создают атмосферу теп­ла и доброты в классе. Психологи, ведущие программу, могут при­менять собственный арсенал приемов и средств, способствующих успешному взаимодействию на уроках.

Рекомендуем другие статьи:

Ведущий занятий «Солнышко» должен стремиться к созда­нию благоприятного положительного климата в классе, то есть такой обстановки, где любят, поддерживают друг друга, где ребе­нок чувствует себя хорошо, спокойно, уверенно. Для этого веду­щий должен владеть тремя основными навыками:

  1. Безусловное принятие ребенка — не на словах, а на деле. Ребенок должен быть уверен, что ему хотят помочь, что его при­сутствие здесь желательно.
  2. Умение слушать — кивать, улыбаться, использовать кон­такт глаз.
  3. Умение эффективно управлять детским коллективом с по­мощью логических умозаключений, соглашений, контактов, груп­повых методов решения проблем. (Не унижать, не кричать, не сту­чать, не топать ногами.)

Учитывая применение тренинговых элементов в программе «Солнышко», эти занятия лучше проводить лично психологу при участии классного руководителя. Уроки «Солнышко» для психо­лога — это также возможность лично контактировать со всеми детьми начальной школы, активно наблюдать каждого ребенка и корректировать его поведение прямо на уроке. Участие классного руководителя на уроке обеспечивает тесный контакт психолога с ним, что облегчает их взаимодействие, позволяет оперативно вы­рабатывать совместные планы коррекции детей с отклонениями в поведении. Каждый урок «Солнышко» дает огромный диагности­ческий материал и для психолога, и для классного руководителя; последний будет лучше и глубже знать свой класс.

Программу «Солнышко» лучше реализовывать, проводя уро­ки, вставленные в сетку расписания. В 1 классе — 1 раз в неделю;

во 2,3,4-м — 1 раз в две недели (наполняемость классов — 25-30 человек). Делить класс для занятий на подгруппы без определен­ной цели не стоит, так как класс рассматривается как целостная малая группа, где происходит формирование коллектива и есть возможность корректировки взаимоотношений между однокласс­никами.

Уроки «Солнышко» проводятся преимущественно в игровой форме, благодаря чему они имеют разгрузочную функцию по срав­нению с обычными уроками и дополнительно мотивируют уча­щихся, делая обучение в школе более привлекательным. Иногда в начале адаптации (чаще в 1 классе) урок «Солнышко» — един­ственный для ребенка значимый предмет в школе.

Необходимо также отметить, что содержание программы может быть изменено или дополнено в соответствии с реальными потребностями или запросами, возникающими в школьной жиз­ни. Можно и нужно использовать проблемный материал, актуаль­ный для данной конкретной группы детей или одного ребенка. В программе также есть логически завершенные части, позволяю­щие использовать ее не целиком, а выборочно. Например, можно ограничиться циклом занятий для 1 класса, если ставится такая практическая цель, как обеспечение адаптации первоклассников к школе. Отдельно можно использовать цикл занятий для 4 клас­са, обучая детей законам работы в малой группе, облегчая их вза­имодействие.

Оценить эффективность программы «Солнышко» трудно. Однако необходимо отметить практически 100-%-ную адаптацию детей-первоклассников к обучению в школе к концу 1 класса (оце­нивалась по «Методике изучения социально-психологической адаптации детей к школе» Э. М. Александровской. М., 1983). Уро­ки «Солнышко» также помогают адаптироваться новым ученикам и детям с повышенной тревожностью, неуверенных в себе. Часто такие дети именно на таких уроках делают первые шаги по пре­одолению страхов и тревог, начинают раскрываться для себя и для окружающих.

Ежегодно в каждом классе для получения обратной связи проводится анкетирование, содержащее в себе вопрос: «Нужен ли вам урок «Солнышко»?» Отвечают «нужен» 100%. Так как про­грамма направлена также на предупреждение социальных откло­нений (темами для обсуждения могут быть такие, как курение, применение наркотиков, алкоголизм и т.д.), то мы надеемся, что с ее помощью будет достигнут профилактический эффект.

Программа способствует созданию, сохранению и поддер­жанию в школе здоровой атмосферы.

Похожие статьи:

  • Программа “Солнышко”. Приложение. 3-й класс, 12-й урок. О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе Приложение. 3-й КЛАСС, 12-й урок Тема. […]
  • Как быть внимательным? Занятие №8. Психологическая азбука для первоклассников. Развивающие уроки. Занятие №8. Как быть внимательным? Задачи. Развить концентрацию, устойчивость, распределе­ние и переключение внимания, […]
  • Мои ощущения. Занятие №5. Психологическая азбука для первоклассников. Развивающие уроки. Занятие №5. Мои ощущения Задачи. Показать роль ощущений в познании окружающего мира; познакомить детей с предметным […]
  • Программа «Солнышко». 1-й класс О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе 1 занятие в неделю. Всего — 30 […]
  • Программа “Солнышко”. 3-й класс О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе 1 занятие в 2 недели. Всего — 16 […]
  • Программа “Солнышко”. 2-й класс О. Матвеева, педагог-психолог школы № 1205 г. Москва ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе 1 занятие в 2 недели. Всего — 16 […]

2 комментария к “ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО»”

  1. Ольга! Как бы хотелось, чтобы твои уроки проходили в моём классе. Как же их не хватает!

  2. И не только детям, мне они тоже очень нужны. Может, возможен заочный вариант?
    С уважением, Бровчук Н.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *